Posted 17 мая 2018,, 15:00

Published 17 мая 2018,, 15:00

Modified 31 января, 19:31

Updated 31 января, 19:31

«Петербуржцы заново открывают свой город»

17 мая 2018, 15:00
О маршрутах велосипедных экскурсий по Северной столице и преимуществах такого вида знакомства с городом рассказала гид Елена Боброва.

В город пришла теплая погода. Уже открылся сезон катаний на велосипедах и череда городских праздников для любителей двухколесных: 18 мая состоится традиционная акция «На работу на велосипеде», а 3 июня на фестивале ЗСД пройдет велозабег. Корреспондент «Петербургского Авангарда» поговорил с Еленой Бобровой — велогидом по Санкт-Петербургу.

— У меня есть ощущение, что в какой-то момент все взяли и вдруг стали активно кататься на велосипедах. Почему это произошло?

— У меня все просто: я каталась на велосипеде в детстве, наверно, лет до двенадцати. Делала это, естественно, только на даче. А потом как-то не было возможности, и когда я снова захотела кататься, примерно в 23 года, у меня было сильное желание, но не было денег на новый велосипед.

В 2011 году я уехала в Москву, получила хорошую работу и чуть ли не с первой зарплаты купила себе подержанный велосипед, самый простой. И конечно, в мае—июне 2012 года я просто ликовала. Это все совпало с каким-то оживлением или вообще с рождением велодвижения в Москве. Я думаю, на меня еще очень сильно повлиял московский активист Владимир Кумов: он сначала проехал по Европе на велосипедах, потом совершил путешествие по Латинской Америке. Он один из первых идеологов, которые начали пропагандировать велосипед как вид транспорта, не самый главный, но альтернативный общественному и автомобильному транспорту. Мне кажется, именно благодаря ему и паре его соратников началась движуха. В 2012 году он организовал первый московский велопарад: мы проехали около Кремля по перекрытым набережным, около Лужников.

Подобные вещи хорошо приободряют. Мне нравилось ездить на велосипеде, а тут это совпало с тем, что его начали активно пропагандировать и продвигать как транспорт. У меня произошло возвращение моего детского хобби. А почему все остальные начали? Наверное, есть какая-то усталость от огромного количества машин в Москве и Петербурге. И плюс это связано с моим поколением: кто-то учился за рубежом, кто-то много путешествовал по Европе, и люди увидели, как много велосипедистов там, потом им захотелось перенести этот опыт в Россию.

— Получается, кататься в Москве удобнее, чем в Петербурге. У тебя есть возможность сравнить: ты начала кататься в столице, а сейчас катаешься в нашем городе. Стало хуже или лучше?

— Тогда в Москве я больше каталась по паркам, иногда тоже выбираясь в центр. Но я велосипед как транспорт особо не использовала. В столице есть хорошие зоны в центре: Воробьевы горы, Нескучный сад. И именно в те годы начали говорить о велодорожках. В 2012—2013 годах их стали активно строить.

Но использовать велосипед как транспорт я начала в Санкт-Петербурге. Я считаю, что здесь удобнее на велосипеде, потому что город меньше, меньше машин, меньше безумных трасс, даже в центре практически всегда есть возможность не попадать на какие-то крупные улицы и проехать параллельно главным магистралям.

— Ты едешь от дома до работы?

— По-разному. Когда у меня дела, и я понимаю, что на машине мне будет неудобно, и хорошая погода, я могу из Купчино поехать в центр. Честное слово, у меня нет счетчика — сколько километров я наматываю. Но прошлым летом я пришла к ноу-хау: купила складной велосипед, и он у меня постоянно в багажнике машины, поэтому лето я провела именно таким образом. Я доезжаю, например, до площади Восстания, достаю велосипед и отправляюсь по делам. Конечно, если совсем плохая погода — я этого не делаю, но если немного промокнешь, это не проблема. Я просто устала от того, что в центре очень сложно припарковаться, пару раз за лето мою машину эвакуировали на штраф-стоянку. И я понимаю, что на велиосипеде действительно быстрее получается, и физическая нагрузка идет на пользу.

— Дождь идет — велосипедист не едет? Как погода влияет на велоэкскурсии и покатушки?

— Погода очень сильно влияет… Главное — не забывать о свете, дождевиках и теплой одежде. В позапрошлом году, помню, пару раз сильно промокала, но тогда идешь на всевозможные ухищрения — встаешь под козырьки, деревья, мосты, проводишь чуть больше времени в кафе с туристами.

Если не берешь предоплату за экскурсию, то дождь буквально разбивает все планы. Обычно все срывается, и люди просто не приходят. Расстраиваешься, переносишь, но потом радуешься, когда в следующий раз приходит в два раза больше людей, чем собиралось изначально. Так что я научилась относиться к погоде философски, хотя жалко, что сезон велоэкскурсий у нас такой непродолжительный (примерно с апреля по середину октября).

— Какие преимущества велоэкскурсии перед пешей?

— Ой, очень много преимуществ! Ты за короткое время, за 2-3-4 часа, можешь увидеть намного больше, чем если бы передвигался пешком. Это отмечаю не только я, но и многие туристы. Например, в центре ты успеваешь посмотреть Дворцовую площадь, Новую Голландию, скататься на Стрелку Васильевского острова и к Петропавловской крепости. Пешком, конечно, их можно обойти, но займет такая прогулка весь день. Самое главное — можно увидеть больше и лучше почувствовать город (на машине можно попасть в пробки). Я не выношу автобусные экскурсии, потому что меня в детстве всегда укачивало на них. Пассивное изучение города — совсем не мое.

— Как это технически выглядит? Вы перемещаетесь с экскурсантами от точки до точки, и есть остановки, на которых ты рассказываешь об объекте? Все экскурсанты слышат голос…

— В наушниках? Я знаю, что такие экскурсии проводятся в Риме. Мне подружка рассказывала, что едет гид, у него микрофон, у всех остальных приемники, и он им по ходу рассказывает. Но мы так не делаем, потому что это опасно. У нас в основном иностранцы, которые первый раз в городе, и им, пока они едут, важнее смотреть по сторонам и следить, в первую очередь, за дорогой. Очень тяжело крутить педали, смотреть по сторонам, и при этом воспринимать текст. Поэтому мы останавливаемся, я рассказываю, туристы фотографируют. Очень люблю, когда люди задают вопросы, интересуются, свои истории рассказывают.

Пару раз я была на экскурсиях проекта «Петербург глазами инженера», на которых было человек 15-20. Они используют микрофон, но все равно принцип такой же. Так лучше, потому что наш город пока еще не очень приспособлен для велосипедистов. Посмотрим, что будет через 20 лет.

— Свои экскурсии ты в основном проводишь на английском и для иностранцев?

— Да. Я бы хотела проводить больше туров на русском, но пока что не вижу большого спроса. Если ориентироваться на российских туристов, то есть проблема с качеством прокатных велосипедов. Если готовить экскурсии для местных, то необходимо время, чтобы написать небанальную экскурсию для более подготовленной аудитории. Еще не очень понятно, как раскрутиться и найти туристов. Но у меня есть друг Ваня, он тоже велогид, думаю, что летом мы подготовим несколько велоэкскурсий для соотечественников.

— Можешь назвать самых любимых туристов? Из какой страны они и почему? Самые любознательные, самые забавные?

— Мне кажется, любознательность не связана со страной. Но я вижу большую разницу между американцами и англичанами. Англичане очень спокойные, нужно время, чтобы вызвать их интерес, а американцы более эмоциональные. Но наверное, мои самые любимые — голландцы, потому что они очень уверенно передвигаются на велосипедах, я даже поражаюсь. Мы всегда ездим так: я первая, а в конце едет механик, который, как закрывающий колонну, на них порой сердится. Он говорит, что им нужно прекращать свой «амстердамский стиль езды» в Санкт-Петербурге. По моим впечатлениям, голландцы всегда очень веселые и реагируют на все шутки. Видно, что они буквально сроднились с велосипедом, это часть их культуры. Они просто кайфуют, что могут посмотреть наш город на велосипеде. Наверно, самые мои любимые голландские туристы были в мае прошлого года — семейная пара, отмечавшая серебряную свадьбу. Они были в Санкт-Петербурге всего пять дней, это был их «медовый месяц».

Поездку им подарили дети, которые секретно копили деньги. Когда мы приехали в дворик Академии художеств, где есть батальная мастерская, где студенты рисуют лошадей, я рассказала историю. Муж говорит: «Прекрасно, а когда нам покажут мастерскую с обнаженными девушками?» Мы посмеялись. И было видно, что это просто шутка, что у них очень трепетные отношения после 25 лет совместной жизни. На такое очень приятно смотреть!

А в позапрошлом году у меня были австралийцы, которые проехали на велосипедах по границе Западной Европы и бывших стран Варшавского договора.

— Твой любимый петербургский район?

— Коломна! Меня удивляет, что далеко не все жители Санкт-Петербурга знают, что это за район, где он находится. И когда говоришь, они удивляются, мол, о, это же город в Подмосковье! Я отвечаю: «Да нет, ребята, это рядом с Мариинским театром и Никольским собором». И я решила, что надо проводить на русском экскурсии именно по этому району. С него начался мой роман с Санкт-Петербургом, мое открытие истории города.

Я девять лет училась в обычной школе у себя в Купчино, и потом в 10 классе перешла в новую. Она находилась на месте Второй сцены Мариинского театра, и поэтому каждый день я тратила примерно час двадцать, добираясь из Купчино в центр Коломны. Немножко чувствовала себя Михаилом Ломоносовым!

Мне очень повезло с учителями литературы и истории. Это были те годы, когда ты изучаешь «Преступление и наказание» и понимаешь по дороге в школу, что вот дом Сони Мармеладовой, а через 100 метров дом Раскольникова. Наша учительница очень эмоционально об этом рассказывала. В те два года я часто бесцельно бродила по городу после уроков, исследовала улицы, дома и дворы. В этом районе я увидела колоссальную разницу между спальными районами и центром.

— Получается, у тебя совпадает район, который ты больше всего любишь, с тем, который ты любишь показывать? То есть ты его любишь и поэтому проводишь по нему экскурсии?

— Да. Чаще всего я провожу именно обзорные экскурсии по Санкт-Петербургу для иностранцев, потому что, конечно, им интересно посмотреть главные достопримечательности. Я, например, очень люблю во время тура показывать Новую Голландию, обязательно дворики, тихие улочки, которые знают только местные. Причем порой до них не нужно далеко ехать. В нашем городе очень сильный контраст: вот тебе Академия художеств, сфинксы и море китайских туристов, а буквально тут же, за стеной большой приятный парк с батальной мастерской и детьми, катающимися во внутреннем дворе на лошадках. Я очень люблю показывать контрасты имперской Северной столицы и города, ставшего привычным для обычных жителей.

— За десять лет туристический облик города поменялся? Петербург туристический, например, 2006 года — что это? А Петербург образца 2018 года?

— Мне сложно сравнить, потому что в школьном центре «Среда», где я работала в студенчестве, не было туристических маршрутов по самым популярным местам. Думаю, что сейчас стало больше туристов. К сожалению, увеличилось число карманников, но вместе с тем сейчас намного больше возможностей где-то перекусить, сильно развивается инфраструктура. Это, наверно, самое главное. По ощущениям, сейчас появилось много альтернатив тому, что можно показать туристам и не только им. Петербуржцы, на мой взгляд, заново открывают свой любимый город.

— Ты имеешь в виду фестиваль «Открытая карта»?

— Да… К привычным Эрмитажу, Петергофу, Царскому Селу добавляются локальные истории. Например, я недавно прокатилась для собственного удовольствия в район Гавани, туда, где сейчас пространство Порт Севкабель. Там совершенно потрясающий вид на Финский залив! Сразу захотелось придумать велоэкскурсию по Васильевскому острову! Начинать ее в туристической части, а потом показывать что-то новое.

Лет десять назад, если бы я предложила людям посмотреть район Ленэкспо, то на меня бы удивленно посмотрели и покрутили пальцем у виска. И мне нравится, что экскурсий становится больше, они интереснее. Есть из чего выбрать.

О том, какие новые места в Петербурге обязательно стоит посетить и нравятся ли лофты европейцам, читайте на сайте «Петербургский авангард».

Беседовал Артем Мельник