Posted 24 мая 2018,, 13:30

Published 24 мая 2018,, 13:30

Modified 31 января, 19:35

Updated 31 января, 19:35

Экологов записали в иноагенты

24 мая 2018, 13:30
Под видом экологов в России действуют активисты, которые препятствуют развитию бизнеса и наносят государству ущерб, сравнимый с уроном от санкций. Об этом заявили эксперты на ПМЭФ-2018.

Открывая дискуссию, специальный представитель президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов отметил, что в последнее время экология в тренде. Однако в одночасье разобраться со всеми проблемами не получится, ведь на протяжении десятков лет многие вопросы защиты окружающей среды не решались.

На страже экологии — активисты. Так, например, благодаря представителям ОНФ в России были выявлены и ликвидированы десятки тысяч нелегальных свалок. В стране проходят субботники, миллионы человек помогают очистить берега рек, леса и парки от мусора, высаживают деревья.

Но, как указал Сергей Иванов, есть и другая сторона медали, а именно — когда под флагом экологических инициатив решаются отнюдь не экологические задачи, а финансово- хозяйственные или политические. Сергей Иванов подчеркнул, что иногда с противодействием со стороны сомнительных экологов сталкиваются авторы «правильных» инициатив. Пользуясь неграмотностью населения, активисты запугивают людей, подтасовывают факты, чтобы диктовать свои условия. А главное — занимаются самопиаром.

«Вспомним строительство дороги через Химкинский лес, — предложил Иванов. — Сколько было крика, стенаний, по поводу того, что она погубит Химкинский лес. Она уже пять лет функционирует. Какой ущерб Химкинскому лесу она нанесла, кроме того, что строители высадили в пять раз больше деревьев, чем вырубили?»

Другой пример — проект по строительству четырех современных мусоросжигательных заводов в Подмосковье и одного — в Татарстане. «„Ростехнологии“ приобрели самое лучшее, что есть в мире. Начались протесты: „Вы будете чадить небо, выбрасывать в атмосферу жуткое количество канцерогенов, бензапирена“ (все, что в справочнике нашли вредное, то и написали). Но надо отдать должное — СМИ, по крайней мере федеральные, сняли несколько прекрасных сюжетов о таких же заводах, которые стоят в центре Вены, Токио, где нулевой выброс вредных веществ. Взяли интервью в том числе в штаб-квартире „Гринписа“, в 300 метрах от которого расположен один из мусоросжигательных заводов в Голландии. „Нет, все равно не дадим строить эти заводы“. А что вы предлагаете делать вместо этого? 93% твердых коммунальных отходов мы в землю выбрасываем. Позорище вообще-то. Что вы предлагаете? Ничего не предлагаете — просто не делать. Мне иногда кажется, что такие протестанты хотят нас остановить в развитии. Другого объяснения я просто не нахожу».

Еще один пример проблем бизнеса с экоактивистами привел министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Он напомнил о «Русской медной компании», которая ведет разработку недр на территории Михеевского горно-обогатительного комбината в Челябинской области. «Я считаю, что это пример экологической дисциплины во всех ее описаниях. Когда приезжаешь на Михеевский ГОК, сначала не понимаешь, куда попал. Вроде бы это парк, а вроде бы — горно-обогатительный комбинат. Потом убеждаешься, что стоят производственные цеха и проходят производственно-технологические процессы. Такой же процесс компания реализует в Томинском ГОКе. Что вы думаете? Тут же появились активисты, которые заявили, что этого делать нельзя», — рассказал он.

По его словам, «заряженные» люди проводили пикеты и демонстрации. И это несмотря на то, что экологические экспертизы, которые провели в Уральском горном университете и в Санкт-Петербургском горном университете, показали, что ущерба окружающей среде не наносится. Тем не менее требования к инвестору ужесточили (хотя, как подчеркнул Мантуров, этого не требовалось) — в частности, поставили задачу отказаться от гидрометаллургии, выщелачивания руды. Сергей Иванов в свою очередь обратил внимание аудитории на ситуацию с экологическими организациями-иноагентами. «Меня удивило, что из 150 иноагентов 29 оказались экологическими организациями», — сказал специальный представитель президента.

«В мире есть международные экологические организации, у которых — своя разведка, контрразведка, боевые подразделения, а бюджет их годовой превосходит бюджет многих африканских государств. Как думаете, штурмовали платформу „Приразломная“ в Баренцевом море — активисты-романтики? Для этого нужно провести подготовку, где-то заниматься тренировкой по штурму платформы, закупить огромное количество сложнейшего оборудования, освоить его — и только после этого можно выходить на такие акции. Это не энтузиасты, это профессиональные люди, которые зарабатывают на этом», — сказал Сергей Иванов.

Он поддержал инициативу по введению общественных экологических инспекторов, подчеркнув, что это должны быть люди авторитетные, разбирающиеся в экологии и неангажированные.

При этом первый вице-президент АО «Русская медная компания» Олег Сиенко указал на необходимость законов, которые регулируют деятельность экологических организаций. Имеющуюся проблему отметила и заместитель председателя Государственной думы РФ Ирина Яровая.

«Должна быть процедура компетентная, профессиональная, которая бы защищала от НКО-иностранных агентов, которые будут ползучим образом препятствовать развитию территорий, и вместе с тем гарантировала бизнесу защиту инвестиций, а также гарантировала защиту жизни, здоровья, безопасность граждан», — уверена Яровая.

Политолог Сергей Михеев сообщил, что общий ущерб от экологических протестов привел к тому, что не создано около 60 тыс. рабочих мест и более 1 трлн рублей потенциальных инвестиций заблокировано. «Эта сумма сопоставима с негативным эффектом от санкций. Это стало настолько серьезным фактором экономики, что не обращать внимание на это уже невозможно», — заключил он.

Дарья Истомина