Posted 23 августа 2018,, 11:24

Published 23 августа 2018,, 11:24

Modified 31 января, 20:32

Updated 31 января, 20:32

Наказание без преступления

23 августа 2018, 11:24
Оказывается, житель России может даже не знать, что на него завели уголовное дело. Полиция в плюсе — сотрудник получает звание, а руководство — показатели. Метод испробован в Петербурге.

В декабре 2017 года петербуржец Дмитрий Богданов решил устроиться на работу в солидную компанию. За плечами был богатый опыт — мужчина трудился в дилерских центрах фирм с всемирно известными названиями. Но в последние годы с работой не заладилось — разные компании по неизвестным причинам отказывались трудоустраивать Богданова.

«Меня не брали на работу четыре года. По закону они не обязаны аргументировать причины отказа, что в общем-то и делали», — рассказал он «Росбалту».

Но в последний раз работодатель оказался понимающий и причины отказа разъяснил. Оказалось, что Богданов не прошел проверку службы безопасности в связи с событиями восьмилетней давности. 27 февраля 2009 года в отношении Богданова были возбуждены сразу три уголовных дела. Как следует из уведомления ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти (копия имеется в распоряжении «Росбалта»), мужчину заподозрили в нанесении побоев (статья 116 УК РФ). Заявительницами стали три девушки: Нарижняя И.П., Шаварина Д. И., Калантарова П.М.

«Никого из этих женщин я не то, что пальцем не трогал, а даже знать не знаю», — говорит Богданов.

Уголовные дела были возбуждены практически одновременно, хотя преступления якобы были совершены еще в 2006 году. Первые два произошли в 3 часа ночи 6 сентября. Тогда в кафе были побиты Нарижняя и Шаварина. 16 ноября того же года нападению подверглась Калантарова.

Решение о возбуждении уголовных дел 27 ноября 2009 года принимал сотрудник 24 отдела полиции по Невскому району Петербурга капитан милиции Николай Беспашнин. Он же в тот же день все три дела и закрыл за истечением сроков давности по нереабилитирующим основаниям. Правоприменительной практикой это расценивается как констатация того, что лицо совершило преступление и фактически признало себя виновным.

Между двумя решениями прошло всего несколько часов, но они отразились на дальнейшей жизни Богданова.

«Самое удивительное, что меня о возбуждении уголовных дел тогда, в 2009 году, никто не уведомлял. Если бы не добрые люди, я бы об этом в принципе никогда не узнал», — уверен собеседник агентства.

Богданов отправился в полицию с просьбой предоставить копии тех документов. Но оказалось, что материалы уголовных дел №№ 63015, 63019, 63024 уничтожены в связи с истечением срока давности хранения. В связи с этим изучить их для оценки законности и обоснованности возбуждения дел не представляется возможным, заявили в ГУ МВД.

Петербуржец продолжил поиски материалов уголовных дел, обратив внимание на 70 отдел полиции Невского района, куда перешел работать уже подполковник полиции Беспашнин. Богданов обратился в городскую прокуратуру, но получил неожиданный ответ.

«В ходе проведения проверки по вашим обращениям установить местонахождение трех материалов проверок в отношении вас, зарегистрированных в 70 отделе полиции по Невскому району Санкт-Петербурга, по которым сотрудниками полиции 27.02.2009 вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовных дел, не представляется возможным. В связи с чем прокуратурой района в адрес начальника УМВД России по Невскому району направлено письмо с требованием о проведении служебной проверки по данному факту», — говорится в ответе надзорного ведомства (копия также имеется в распоряжении «Росбалта»).

В прокуратуре также сообщили, что заявитель в случае несогласия с принятыми решениями может обжаловать их в суде. Богданов последовал этому совету.

В июне в Невский райсуд Северной столицы был подан иск о признании незаконным как постановления о возбуждении уголовных дел в 2009 году, так и решений об их прекращении. Прокуратура Петербурга выступила единым фронтом с полицией и просила в иске отказать. В ведомстве также сообщили, что каких-либо надзорных производств и копий процессуальных документов по делам о побоях у них не имеется.

Подполковник Беспашнин в суд не явился, заявив, что занят на работе.

Судья Елена Алексеева вспомнила о 125 статье Уголовно-процессуального кодекса РФ, которая предусматривает возможность обжалования решения следователя или прокурора в случае нанесения им ущерба конституционным правам и свободам гражданина. Но из-за отсутствия документов суд фактически лишили возможности проверить их законность.

«Обжалуемые заявителем решения нельзя признать законными и обоснованными, поскольку отсутствуют, в том числе, какие-либо сведения о том, что при решении вопроса о возбуждении уголовных дел, имелись основания и поводы для их возбуждения, отсутствуют сведения о согласии подозреваемого на их прекращение по нереабилитирующему основанию», — резюмировала судья и удовлетворила иск.

Как следует из данных Невского суда, гособвинитель Печинина обжаловала это решение. Апелляция должна была быть рассмотрена во вторник, 21 августа. Но, как рассказал «Росбалту» Дмитрий Богданов, за сутки до заседания стало известно, что прокуратура отозвала свою жалобу. Таким образом, решение вступило в силу.

«Росбалт» направил запрос в пресс-службу ГУ МВД, однако там ситуацию предпочли не комментировать.

«В настоящее время в связи с проведением судебного разбирательства полагали бы целесообразным обратиться за комментарием в надзорные или судебные органы», — заявили в Главке.

Илья Давлятчин