Posted 30 августа 2018,, 13:04

Published 30 августа 2018,, 13:04

Modified 30 марта, 18:52

Updated 30 марта, 18:52

Как оппозиция лишила полицейского зуба

30 августа 2018, 13:04
Пострадавший на митинге сторонников Навального сержант подробно рассказал об инциденте. Мертвый зуб полицейского может стоить его оппоненту 10 лет свободы.

Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга допросил полицейского, потерявшего зуб на несогласованной акции оппозиции 5 мая. Он уверен — удар кулаком по лицу был неслучайным. А значит подсудимый должен за это заплатить. Пускай и зуб был мертвый.

25-летний петербуржец Михаил Цакунов, по версии следствия, повинен в нападении на сотрудника полиции на митинге «Он нам не царь» сторонников оппозиционера Алексея Навального. 5 мая акции против инаугурации Владимира Путина проходили по всей стране. Помешать стать ему президентом молодежь не смогла, а в Петербурге несанкционированный митинг закончился массовыми задержаниями. Имели место и отдельные эпизоды вроде жестокого избиения участника акции. Следователей и самих полицейских подобные случаи не заинтересовали — да и кому вообще есть дело до обычного человека. Тем более, когда страдает сам сотрудник МВД.

В тот день на Дворцовой площади оказался сотрудник службы доставки компании «Достаевский» Михаил Цакунов. Внимание полиции он привлек не столько своим видом (хотя татуировки на лице все же выделяют его из толпы), сколько соседством большой надувной желтой утки. На видео, опубликованном «Росбалтом», запечатлен момент задержания Цакунова. Трое сотрудников полиции бросаются на молодого человека и сбивают его с ног. После этого пытающегося вырваться парня уводят. Впоследствии, как следует из материалов дела, Цакунов нанес удар сотруднику оперативного полка патрульно-постовой службы ГУ МВД Александру Сухарукову. Тот лишился верхнего зуба. Сам молодой человек не признал вину, заявив, что просто проходил мимо места проведения акции, когда на него «налетели четверо омоновцев».

Цакунову предъявили обвинение по части 2 статьи 318 УК — применение опасного для жизни или здоровья насилия в отношении сотрудника полиции. Обвиняемого отправили в СИЗО.

О личности потерпевшего известно немного. Сухаруков работает полицейским-водителем специализированной роты полка патрульно-постовой службы ГУ МВД. Известно, что у него есть ребенок. Потерпевший примерно одного возраста с обвиняемым. Страница во «ВКонтакте» вычищена от лишней информации. Есть подписки на группы в основном юмористического содержания и одна запись на стене. «Одиночество не убивает. Оно превращает тебя в гурмана», — гласит послание. С недавних пор Сухаруков сменил фамилию в соцсети. Ныне он — Жуков.

На предыдущее заседание потерпевший пришел в модных джинсах с рваными коленями, что сильно резануло взгляд зрителей. В молодом человеке угадывался кто угодно, но не сотрудник МВД. В этот раз наряд Сухарукова был исключительно должностным — полицейская форма и пустая кобура на поясе. Его допрос начала старший помощник прокурора Центрального района Петербурга Юлия Щербакова.

«В мои обязанности входит охрана общественного порядка. 5 мая я заступил на службу, и мы прибыли на митинг, который проходил в Зимнем парке рядом с Дворцовой площадью. Это был митинг Навального», — начал свой рассказ Сухаруков.

«Вы прибыли на митинг в связи с чем?» — уточнила гособвинитель.

«Поступила команда, что этот митинг несанкционированный. Мы прибыли и разместились на территории парка в 4-5 часов вечера. Там была целая группа людей. Позже поступила команда на задержание людей, которые начали оказывать сопротивление».

«Поясните подробности задержания подсудимого».

«Они с товарищем находились вдвоем и держали в руках большую резиновую утку. Поступила команда на задержание, мы выдвинулись и начали задерживать его. Но он стал вырываться. Я начал хватать его за куртку, и в этот момент он нанес удар», — спокойным голосом рассказывал Сухаруков.

Удар пришелся в область челюсти. Полицейский прикоснулся к лицу рукой, на которой остались следы крови. После этого он поехал в травмпункт, где зафиксировали отсутствие 22 зуба.

«Какие-то лозунги до этого они выкрикивали?» — уточнила Щербакова.

«Ну я конкретно не вспомню сейчас».

Несколько месяцев назад Сухаруков помнил все лучше.

«Прибыв на место, мы услышали лозунги „Долой царя!“, „Мы здесь власть!“, „Уходи!“, „Путин нам не царь“ и другие. Цакунов с товарищем выкрикивали лозунги. Оба молодых человека выглядели вызывающе, у обоих на лице были татуировки, у одного были зеленые глаза. Цакунов нанес удар мне рукой кулаком в лицо. Этот зуб ранее никогда не болел», — говорится в одних из первых показаниях потерпевшего.

Удар последовал в тот момент, когда полицейский схватил активиста и начал его разворачивать. После этого оба упали на землю.

Судьба зуба заинтересовала адвоката Павла Ясмана.

«А что-то вы потом с зубом сделали?» — уточнил он.

«Нарастил за свой счет. Две недели назад», — невозмутимо ответил потерпевший.

«А до этого ваш зуб вас беспокоил?»

«Да, были боли, но они терпимые были».

«До того, как вам была сломана коронка, зубной нерв удалялся?»

«Да».

«То есть зуб был мертвый?» — удивился Ясман.

«Да».

Эти показания не очень сходились с ранними заявлениями Сухарукова, что «зуб меня никогда не беспокоил». Потерпевший развеял домыслы — дескать, он и не болел, просто был мертвым.

«Вы подтверждаете, что это был целенаправленный удар?» — спросила судья Лариса Бражникова.

«Да».

Слово дали Цакунову. Он отрицает злонамеренность своих действий.

«Вы полагаете, что он вас оговаривает?» — подняла глаза судья.

«Я не отрицаю что был (удар), но, может быть, это было случайно», — ответил подсудимый.

Напоследок у Сухарукова спросили — будет ли он требовать у Цакунова компенсации лечения зуба. Ответ был положительным.

«Вы намерены приходить на другие заседания?» — напоследок уточнила прокурор Щербакова. Потерпевший кивнул.

«Вот умничка!» — восхитилась судья.

Под занавес заседания обвиняемый обратился к суду с важным ходатайством. Цакунов, находясь в СИЗО, принял решение сочетаться узами брака. Судья Бражникова не могла отказать в этом.

Илья Давлятчин