Posted 3 октября 2018,, 22:20

Published 3 октября 2018,, 22:20

Modified 30 марта, 18:34

Updated 30 марта, 18:34

«Нетрендовый» Беглов оживит жизнь Петербурга

3 октября 2018, 22:20
Губернатора Северной столицы стабильно «отправляли» в отставку каждые полгода. Но настал день, когда это все-таки произошло.

Об отставке главы Петербурга стало известно вечером в среду. Президент РФ Владимир Путин приехал в город на Неве и провел встречу с губернатором Георгием Полтавченко и полпредом в СЗФО Александром Бегловым. Судя по стенограмме, Путин первым делом напомнил, что Полтавченко занимает должность уже семь лет, и поблагодарил его за работу.

«Конечно, много проблем еще не решено, но очень многое изменилось за эти годы, и я вас хочу за это поблагодарить. Хочу вам предложить работу общенационального характера. Хочу вас просить возглавить Объединенную судостроительную корпорацию в качестве председателя совета директоров», — заявил Путин.

Было ли это сюрпризом для губернатора? Или он давно ждал именно этого теплого и ни к чему не обязывающего местечка (совет директоров ОСК до сегодняшнего дня возглавлял министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, который без проблем совмещал должность с основной работой)? Многие знатоки власти говорят, что Полтавченко давно просился на покой. Публичная должность тяготила истово верующего и закрытого градоначальника, который явно любил молитвы и поездки на Афон больше, чем политическую деятельность.

Всевозможные «близкие к Кремлю» источники заявляли о скорой отставке губернатора Петербурга с завидной стабильностью. Полтавченко был назначен вместо Валентины Матвиенко в 2011 году, переизбран на скандальных и неконкурентных выборах в 2014-м. Вот-вот уйти губернатор должен был сначала в 2015-м, потом в 2016-м… Говорили, что дело откладывается из-за Чемпионата мира по футболу, из-за выборов президента, из-за отсутствия подходящего местечка в федеральных органах власти.

Но когда после выборов 9 сентября в регионах начался «губернаторопад», в уход Полтавченко верили далеко не все. Сейчас политологи говорят, что фиаско в регионах вынудило Кремль серьезнее подойти к подготовке следующей кампании. В ротацию попал и Петербург — непростой, но ключевой регион. По одной из версий, в администрации президента посчитали, что переизбрать Полтавченко без проблем не удастся, поэтому лучше его сослать, пока не поздно. Время было подходящее — начало отопительного сезона, бюджет города на следующий год еще не принят, а у местных жителей еще почти год, чтобы до новых выборов привыкнуть к новому ставленнику Кремля.

Полтавченко в любом случае оставалось лишь поприветствовать решение президента. «Я действительно старался семь лет служить нашему родному городу верой и правдой. Что-то получалось, что-то, наверное, не очень получалось. Но я старался, и думаю, что ваша оценка говорит о том, что я, наверное, оправдал и ваше доверие, и доверие жителей Санкт-Петербурга, моих земляков, наших земляков», — ответил президенту Полтавченко.

Уже бывший губернатор Петербурга относился к типу людей, кого Путин мог пристроить на любое место. Верный солдат системы, человек-функция без яркого лица. Особенно это было заметно на контрасте с Валентиной Матвиенко. За плечами у него служба в КГБ, налоговой полиции, полпредство. Теперь вот займется судостроением, почему бы и нет. Будучи губернатором, он назвал петербуржцев «жлобами», кричал «Ахмат» — сила» в Чечне, говорил о передаче Исаакиевского собора РПЦ как о «решенном вопросе».

Важные новости журналисты были вынуждены узнавать из соцсетей пресс-секретаря губернатора, который считал остроумным постить фотографии уток.

Во внутренней политике города при Полтавченко творилось непонятное. Особо поражало отношение к оппозиции, которое выражалось в немотивированно жестких и массовых задержаниях на публичных акциях — такого не было ни в Москве, ни в других городах РФ. Конфликт с местной «Единой Россией», нелепые амбиции спикера ЗакСа Вячеслава Макарова, проблемы в городской избирательной комиссии — наследство сомнительного качества. Вся эта радость достанется новому исполняющему обязанности губернатора Александру Беглову.

Беглов вернулся в Петербург в декабре 2017 года в качестве полпреда в СЗФО. Он, как и Полтавченко, родился в Баку. Путин на встрече подчеркнул, что Беглов начал работу в Петербурге в 1979 году — в качестве монтажника-высотника. А затем «делал карьеру»: занимался строительством, дорос до главы Курортного района и вице-губернатора, в 2003-м уже был и. о. главы города, но тогда назначили Матвиенко. Потом уехал в Москву, работал в администрации президента, возглавлял полпредство в Центральном федеральном округе.

«Я буду просить вас уделить особое внимание ключевой территории не только на Северо-Западе, но и во всей России, уделить особое внимание Петербургу, и хочу назначить вас исполняющим обязанности губернатора — до сентября следующего года. А к сентябрю будет видно, как складывается работа, как идет эта работа, и в соответствии с этим уже будете принимать решение о своей дальнейшей судьбе», — сообщил Путин Беглову.

С приходом Беглова полпредство действительно стало активно участвовать во внутренней политике региона. Полпред воспринимался как фигура «над схваткой». Так, при его участии летом произошла смена главы Горизбиркома — Элла Памфилова говорила, что новую кандидатуру ей посоветовал именно Беглов.

Сейчас политологи наперебой утверждают, что назначение полпреда шаг логичный. Якобы этот выбор читался с самого начала, так как Беглов — человек свой и проверенный. В Петербурге работал, людей знает, наведет порядок в элитах. Вот разве что не слишком молод. Полтавченко — 65, а Беглов всего на три года моложе. Это совсем не вписывается в тренд молодых технократов в очках, который можно проследить по другим назначенцам Кремля в регионах. Политологи говорят, что в данном случае выбор президента был персональным. Петербург — особенный город для Путина, поэтому он должен был знать человека лично, довериться выбору кураторов было нельзя.

Сейчас ясно одно: застоявшаяся и похожая на болото политическая жизнь в Петербурге наверняка оживится. Начнется перебор кандидатов в губернаторы. Предположения и выдвижения. Оппозиция опять переругается в пух и прах. Внезапно на горизонте может возникнуть Ксения Собчак или какой-то ее аналог.

Конечно, никакого сильного единого кандидата у протестных сил сейчас нет. Да и откуда ему взяться? Допустить в Петербурге развитие событий по «приморскому сценарию» Путин не может.

Андрей Михайлов