Posted 18 ноября 2018,, 03:00

Published 18 ноября 2018,, 03:00

Modified 31 января, 21:23

Updated 31 января, 21:23

Квоты инвалидов не спасут

18 ноября 2018, 03:00
Как инвалиду устроиться на работу в театр? И почему даже когда такая возможность появляется, соискатели с ограниченными возможностями часто к ней не готовы?

Театры, музеи и кинозалы до сих пор полностью не доступны для посетителей с инвалидностью. И только единицы людей с ограниченными возможностями могут устроиться на работу в учреждения культуры. Эти проблемы обсудили эксперты на Санкт-Петербургском международном культурном форуме.

Советник министра культуры РФ Елена Благирева подчеркнула, что с 2015 по 2017 год в 6,5 раз увеличилось число обученных работе с инвалидами сотрудников музеев, театров и других площадок. В России проводится в 2,5 раза больше мероприятий для людей с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас главная проблема — трудоустройство. Молодым специалистам в принципе сложно найти работу после вуза или ссуза. Но в еще менее выгодном положении находятся люди с инвалидностью. Эксперт напомнила, что существует механизм квотирования. И хотя все учреждения культуры соответствуют требуемым показателям, ситуацию нужно менять, поскольку уровень трудоустройства не растет.

Благирева отметила, что нужно создать базу работодателей и вакансий для инвалидов в сфере культуры, с которой будут работать учебные заведения.

«В этом году у нас была была конференция о трудоустройстве инвалидов, и там говорилось, что места, которые предлагают в учреждениях культуры, малооплачиваемые. Чаще всего это технические работы — гардеробщицей, билетером, уборщицей», — сказал президент фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» Дмитрий Поликанов.

Актриса, куратор проекта «Инклюзион.Школа.Новосибирск» Ольга Стволова признала, что действительно такая проблема есть. В театрах редко встретишь артистов и профильных специалистов с инвалидностью. Так, Стволова была знакома только с одним звукорежиссером театра, у которого была инвалидность. «Других случаев, чтобы люди с инвалидностью работали в театрах, я не встречала, — призналась она. — В «Красном факеле» в Новосибирске ставят спектакль «Три сестры». Артисты там разговаривают на языке жестов. Туда тоже не привлекли человека с особенностями слуха. Хотя, я думаю, они бы справились, потому что у нас в городе давно существует театральный кружок, где люди с особенностями слуха ставят спектакли», — рассказала актриса.

Директор московского музея современного искусства «Гараж» Антон Белов считает, что квотирование не спасет ситуацию. Нужно искать другие подходы. Опыт в этой сфере есть и «Гаража» — там обучали глухих экскурсоводов для музеев столицы. Чтобы заинтересовать студентов, им предложили ежемесячную стипендию. С условием, что пропускать занятия нельзя. В итоге никто не прогуливал уроки. Все студенты завершили курс и через какое-то время даже основали свою компанию для проведения экскурсий по музеям. «Они стали настоящими искусствоведами и знают практически в любом музее все, что есть», — сказал Белов.

С другой стороны, не всегда сами люди с инвалидностью готовы работать в театрах. «Я действительно вижу, что люди не всегда знают, что есть такие возможности, не очень уверены в себе», — подчеркнула в комментарии «Росбалту» Ольга Стволова. По ее словам, чтобы инвалиды стремились в театр, нужно информировать их о имеющихся возможностях.

Дмитрий Поликанов добавил, что людей с инвалидностью пугает также финансовая нестабильность: «Как только человек начинает зарабатывать деньги, у него снимают надбавки, пенсию. Поэтому человек говорит: «Государство платит стабильно, а у вас сегодня работа есть, а завтра — нет. Перспективы непонятные. Зачем мне менять шило на мыло, если я могу сидеть дома и получать свою пенсию стабильно?» Я им отвечаю, что потребность трудиться — свойство человека. Если ты хочешь, чтобы тебя воспринимали как равного, ты должен работать и получать за это деньги».

Эксперты также обсудили проблему доступности учреждений культуры для зрителей с инвалидностью и пришли к выводу, что нужно работать с разными формами ограничений. Зачастую бывает, что в театр или кинозал могут попасть колясочники, но он недоступен для слепых зрителей (нет тифлокомментирования).

По словам тифлокомментатора, соучредителя Фонда поддержки и развития социокультурных проектов Ирины Безруковой, в России сейчас очень мало инклюзивных кинозалов. «Если человек на коляске может попасть в зал, глухой может прочесть титры, то незрячим нужен наушник и оборудование. Чтобы он сел в зале, среди общей массы зрителей, надел свой наушник, никому не мешая, и в наушник услышал: «На экране заставка киностудии «Мосфильм». Начинается картина «Москва слезам не верит». И все, что человек не может воспринять, поскольку у него нет зрения, донесет грамотный тифлокомментатор», — уверена Безрукова.

Она подчеркнула, что тифлокомментированием должны заниматься профессионалы. Порой публика говорит, что лучше никаких тифлокомментариев, чем некачественные. Иногда расстроенные зрители попросту уходят из зала.

«Нельзя набирать гастарбайтеров от тифлокомментирования. Это неуважение к незрячей аудитории», — считает Безрукова.

Режиссер театра Кристаль Компани Уазо Муш Оливье Куде напомнил, что когда-то в театре не могли играть женщины и темнокожие артисты, а сейчас с такой дискриминацией сталкиваются инвалиды. «Когда какие-то категории людей не пускают на сцену, значит, они не имеют места в нашем обществе. Если инвалида не пускают играть — та же ситуация», — сказал эксперт.

По его мнению, чтобы преломить ситуацию, нужно ввести изменения в законодательство. Сделать так, чтобы не «добрая воля», а закон открывал доступ инвалидов в искусство. Нужно объединяться с активистами, которые хотят бороться за права людей с ограниченными возможностями. И еще: если бы крупнейшие петербургские театры взяли на работу артистов с инвалидностью, скорее всего, их примеру последовали бы и другие. Главное — с чего-то начать.

Петр Михайлов

«Росбалт» представляет проект «Все включены!», призванный показать, что инвалидность — это проблема, которая касается каждого из нас. И нравственное состояние общества определяется тем, как оно относится к людям с особенностями в развитии.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.