Posted 21 декабря 2018,, 12:03

Published 21 декабря 2018,, 12:03

Modified 30 марта, 17:53

Updated 30 марта, 17:53

Анатомия слухов: Петербург и Ленобласть проскочили «идеальный шторм»

21 декабря 2018, 12:03
Согласованный по недосмотру митинг едва не поссорил Северную столицу с соседним регионом.

Перед Новым годом губернатора Ленобласти Александра Дрозденко чуть не «отправил в отставку» рядовой чиновник петербургского правительства. На политическом рынке новость вызвала панику, сопровождавшуюся лавиной разнообразных слухов, что едва не привело к конфликту двух субъектов Федерации.

Нужно учесть, что у Петербурга и Ленинградской области есть целый ряд общих нерешенных вопросов. Ключевыми можно назвать обманутых дольщиков и «мусорную проблему». Так, Ленобласть занимает ведущие места в общероссийских рейтингах по объемам ввода жилья — причем преимущественно на границе с городом. По факту за счет активно застраиваемых территорий «прирастает» Северная столица, но в случае конфликтных ситуаций с дольщиками разбираться приходится правительству Дрозденко.

Кроме того, в преддверии появления единого регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на повестке в очередной раз оказалась тема мусора. Петербург и Ленобласть, в отличие от остальных регионов, получили отсрочку, однако внятного плана по решению проблемы утилизации пока нет.

Новость о митинге в Санкт-Петербурге пришлась как раз на пик обсуждений в областных органах власти этих болезненных тем.

Заявку на двухдневный митинг за отставку Дрозденко в Смольный подал неизвестный широкой общественности активист Головко, защищающий права дольщиков. И, как ни странно, просьбу одобрили.

Политическая элита Ленобласти отреагировала на грядущие события эмоционально. Обычно сдержанный вице-губернатор по внутренней политике Сергей Перминов указал на неэтичность происходящего. Депутаты областного ЗакСа предложили Головко митинговать по месту прописки и не трогать областного губернатора, которого он не выбирал. Сам Дрозденко был вынужден просто отшучиваться.

Очевидная несогласованность действий и назревающий конфликт, подкрепляемый многолетними разговорами об объединении Петербурга и Ленобласти, породили слухи о заговоре. Формально согласование митинга против действующего руководства соседнего субъекта предполагает полную осведомленность со стороны властей и поэтому небезосновательно рассматривается как ЧП.

Распространению многочисленных слухов способствовали также серьезные кадровые перестановки в Петербурге и полпредстве.

В частности, на повышение к новому полномочному представителю в СЗФО Александру Гуцану ушел генерал Андрей Бурлаков, «ветеран» политики Ленобласти, отвечавший за безопасность. Также в Северо-Западный федеральный округ в статусе заместителя полпреда вернулся Вадим Потомский. Его карьера с момента ухода из области развивалась довольно активно — он успел побывать и депутатом Госдумы, и губернатором Орловской области, и замполпреда в ЦФО. Набравший аппаратный вес и необходимый политический опыт Потомский, по некоторым данным, не утратил связь с родным регионом. Его же авторству молва приписывает смену руководства областных коммунистов и креатуру их нового главы. Кроме того, до назначения Гуцана Потомский, говорят, рассматривался в качестве одного из кандидатов на позицию полпреда — кстати, наряду с Дрозденко.

Интересно, что на место Бурлакова был назначен Валерий Пикалев, известный короткой административной карьерой в Новгородской области и длинной — в различных органах исполнительной власти и службе безопасности президента России. Здесь обеспокоенные и пребывающие в информационном вакууме элиты «вспомнили» об одной из наиболее очевидных тенденций последних кадровых перестановок на высшем уровне: назначении губернаторами выходцев из силовых структур.

Обобщив всю эту информацию, «коллективный разум» пришел к выводу, что согласование митинга — не что иное, как полноценный заговор. На фоне качественно окрепшей полпредской линейки и новой власти Петербурга заговорили о вероятных губернаторских амбициях Вадима Потомского и возможных — Пикалева.

Сам Александр Дрозденко долгое время считался лучшим губернатором в СЗФО — особенно на фоне Георгия Полтавченко. Но с приходом новых лиц внутренняя конкуренция между главами регионов Северо-Запада существенно обострилась. В итоге за несколько дней у части региональных элит сформировалось представление, что полпредство, Петербург и вероятные кандидаты начинают борьбу за высшую власть в 47-м регионе. Причем, возможно, связана она с объединением субъектов и последующей отставкой или «повышением» Дрозденко. Мол, политику все-таки определяет здоровая межвидовая конкуренция и целесообразность, а не дружба и многолетнее сотрудничество.

На самом деле, похоже, история с митингом объясняется гораздо прозаичнее. Руководство Смольного, сосредоточенное на избирательной кампании и разработке новой структуры правительства, не обратило внимания на заявку организаторов акции. Ответственный сотрудник администрации, «подмахнувший» бумагу, был, видимо, погружен в собственные мысли о перспективах дальнейшего трудоустройства.

Так что произошедшее уместно трактовать как политический конфуз, вызванный недосмотром исполнителя. Тем более что митинг отменили, а Леонида Богданова, поставившего свой автограф на злосчастной заявке, уволили, даже несмотря на вроде как существующий мораторий на увольнение и прием сотрудников. Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко, как говорят, удовлетворен, а представители правительства Петербурга рады, что помогли соседу. Трактовки, конечно, несколько различаются, но добрососедские отношения можно считать восстановленными. Правда, хотя «отмена» митинга дала возможность региональным истеблишментам вздохнуть с облегчением, вопросы, слухи и споры остались.

В итоге ситуация, начавшаяся и развивавшаяся как «идеальный шторм», обернулась политическим водевилем. Не зря же следующий год объявлен годом театра. Но у водевиля есть потенциал для продолжения. Сюжетная линия становится сложнее, а героев — все больше.

Анна Хмелева