Posted 22 декабря 2018,, 21:42

Published 22 декабря 2018,, 21:42

Modified 31 января, 21:42

Updated 31 января, 21:42

Бесконечное гран жете Мариуса Петипа

22 декабря 2018, 21:42
«Танцемания» — выставка для всех. Даже для тех, кто не стесняется открыто признаться, что не любит и не понимает балет.

Отца Мариуса Петипа звали Жан Антуан. Но в России к великому революционеру и консерватору балетного искусства обращались — Мариус Иванович. Изменилось Отечество, изменилось и отчество. Однако Петипа не был Ивановичем, не помнящим родства. От такого наследства невозможно отказаться — Мариус происходит из танцевальной династии Франции — страны, в которой возник балет.

С самого детства у Мариуса было то, чем мало кто может похвастать: он всегда знал, чему посвятит свою жизнь. Человеку, не знакомому с биографией балетмейстера, может показаться, что название для масштабной выставки в Санкт-Петербурге, посвященной его прижизненному творческому пути и влиянию на последователей, выбрано банальное — «Петипа. Танцемания».

Однако оно отражает не только преданность Мариуса Ивановича искусству и его признанные достижения в нем. «Танцемания» — это еще и точка отсчета. Место, с которого он прыгнул в вечность, когда был еще был 9-летним мальчиком. Так назывался первый балет, в котором он принял участие.

Экспозиция, посвященная 200-летию создателя русского балета, занимает все основное здание Театрального музея на площади Островского, 6. Она будет интересна не только тем, кто с юных лет знает, что такое «Танцемания».

Здесь представлена история жизни Мариуса Петипа, универсальная для восприятия зрителей любых стран и эпох. И ее начало не лишено интриги. Так, в своих мемуарах балетмейстер заявляет, что родился не в 1818 году, а в 1822-м. Таки образом он «помолодел» на четыре года.

И это вполне в его духе, потому что Петипа был не только бесконечно влюблен в искусство, но и вдумчиво выстраивал карьеру главного российского балетмейстера. Он знал цену хорошим танцорам и при этом обожал своих детей, писал для них лучшие партии, даже понимая, что другие их заслуживают больше. Хореограф придерживался строгих принципов, но был готов пойти на компромисс, если этого требовали обстоятельства. И при всем этом он остался в вечности. Один из первых экспонатов выставки — это контракт, заключенный между Мариусом Ивановичем и Дирекцией Императорских театров. Будущий главный балетмейстер поставил под ним свою подпись весенним днем 24 мая 1847 года. Сразу же после этого он получил аванс. Санкт-Петербург утопал в зелени и тепло принимал иностранца.

На выставке представлены подлинные костюмы и декорации к вошедшим в историю балет постановкам Петипа: «Дочь Фараона» (1862), «Баядерка» (1877), «Спящая красавица» (1890), «Пробуждение Флоры» (1894), «Лебединое озеро» (1895), «Раймонда» (1898). Балет «Дочь Фараона» стал первой оригинальной работой балетмейстера. Его премьера состоялась 18 января 1862 года в Большом театре Петербурга. Роль главного героя тогда исполнил сам Мариус Иванович. Постановка положила начало целой серии масштабных многоактовых спектаклей хореографа. Именно после успеха «Дочери Фараона» Петипа назначили балетмейстером балетной группы.

Стены Музея театрального и музыкального искусства тоже можно считать частью экспозиции — именно здесь находилась Дирекция Императорских театров. В этом здании Чайковский работал над музыкой к «Спящей красавице» (1890) — одному из самых главных балетов Мариуса Ивановича. Постановка имеет огромное значение для биографии балетмейстера. В ней он сумел создать синтез классического балета и модной в то время феерии, к которой сам Петипа относился критически. «Спящая красавица» могла стать грандиозным провалом мастера, но стала одним из величайших его триумфов, изменив вектор развития мирового танцевального искусства.

7 января 1898 года в Мариинском дворце состоялась премьера балета «Раймонда», которому суждено было стать последним сохранившимся сочинением хореографа. Композитором постановки стал Александр Глазунов. Петипа было уже 80 лет, однако он доказал, что все еще способен создавать удивительно яркие и современные спектакли. Еще сильнее погрузиться в эпоху помогут трансляции фрагментов постановок выдающегося хореографа, а также аудиоспектакль «Современники о балетах Мариуса Петипа», созданный по мотивам публикаций газеты «Санкт-Петербургские ведомости». Не все отзывы о постановках балетмейстера были лестными, но это тоже часть жизни — взлеты становятся заметнее, когда присутствуют и падения.

Посетители выставки смогут увидеть костюмы выдающихся танцовщиков, исполнявших в постановках Петипа главные партии: Павла Гердта, Энрико Чекетти и Матильды Кшесинской, героине нашумевшей картины Александра Учителя. Виртуозный Энрико Чекетти рассказывал, что Мариус Иванович знал множество скандальных историй о членах царской семьи и представителях знати, но конечно, не мог о них написать — высокий статус и солидная «пенсия» не позволяли ему сделать это даже после «отставки».

Хореография многих постановок Петипа потеряна безвозвратно. Среди них — «Синяя борода», «Волшебные пилюли», «Флорида», «Голубая георгина», «Ливанская красавица», «Камарго», «Сон в летнюю ночь», «Приказ короля», «Царь Кандавл». Сохранились крупицы: эскизы, фотографии, костюмы. Но глядя на них, можно прочувствовать масштаб и красоту когда-то знаменитых на весь мир спектаклей. Они открывают безграничный простор воображению опытных балетоманов, способных представить, как все это могло выглядеть на сцене.

Символично, что проход в помещение, где представлено наследие «забытых» постановок, неприметен. Словно бы здесь хранятся исключительные сокровища, открывающиеся самым внимательным. Центральное место здесь отведено сундуку, наполненному танцевальными костюмами. По легенде он принадлежал главному герою выставки. В таких же сундуках в XIX веке хранили и перевозили театральный реквизит. Влияние Петипа на развитие мирового балета иллюстрируется костюмами, предоставленными Национальным центром сценического костюма Франции и Стокгольмского музея танца. Они создавались по мотивам оригинальных костюмов к «Спящей красавице». Среди них — пачка Ноэллы Понтуа для партии Авроры и облачение Сирила Атанасова для партии Принца Дезире, а также комплект костюмов к балету «Спящая принцесса», поставленному в 1921 году в антрепризе Сергея Дягилева «Русский балет».

Петипа востребован и сегодня. Об этом говорят другие экспонаты — фрагменты современных восстановленных балетов Петипа, а также костюмы выдающихся танцоров XX века: Ирины Колпаковой, Константина Сергеева, Габриэлы Комлевой, Рудольфа Нуреева, Николая Цискаридзе.

Выставка продлится до 24 февраля 2019 года.

Дмитрий Глебов