Posted 9 мая 2019,, 07:09

Published 9 мая 2019,, 07:09

Modified 31 января, 22:46

Updated 31 января, 22:46

«Сегодня в городе салют. Сегодня ленинградцы плачут»

9 мая 2019, 07:09
Дети блокадного Ленинграда вспоминают, как город на Неве встретил 9 мая 1945 года.

Живых свидетелей Великой Отечественной с каждым годом остается все меньше и меньше. Ведь прошло уже почти три четверти века с момента Победы советского народа над нацистской Германией. Возможно, рано повзрослевшие дети войны — последние, кто может наиболее честно рассказать о великом дне, о котором вспоминают только со слезами на глазах.

«Росбалт» поговорил с очевидцами праздника Победы 9 мая 1945 года в Ленинграде.

Нина Филаретова, 85 лет:

«Просыпаюсь, выглядываю в окно — а там куча людей и все орут: „Ура! Победа!“. Я была еще маленькой девчонкой — всего одиннадцать лет. Помню, что девушки постарше вынесли во двор патефон, завели его и начали танцевать. Откуда-то появились люди с баянами, гармошками и гитарами. Радость неописуемая.

Жили мы в Невском районе на улице Ткачей. Мне сложно выразить все эмоции. Маленькая еще была. Но чувствовалось, что наконец все мучения закончились, мы победили. Однако праздник все же был со слезами на глазах. Мама в тот день пришла с работы и начала плакать. Мы ведь с ней всех родственников похоронили, папу и бабушку, и остались вдвоем».

Евгения Чижикова, 82 года

«Мы и соседи сразу вышли на улицу и начали поздравлять друг друга. Мне было всего девять лет, совсем еще девочкой была. Сложно уже вспомнить что-то конкретное, но я радовалась, что не будет больше аэростатов, снарядов и начнется спокойная жизнь.

Кроме радости еще был повод и для грусти. Нам негде было жить. В угол дома, где мы жили, попала бомба. Там была наша квартира. Помню то напряжение в семье. А так все радостно встречали победу и мечтали, чтобы дальше была только тишина. Люди очень устали от войны».

Тамара Влазкина, 82 года

«Погода 9 мая 1945 года в Ленинграде стояла хорошая. Когда по радио объявили о победе, жители нашего дома моментально высыпали на улицу. Все начали танцевать, петь и обниматься. Происходило настоящее ликование. Собирались соседями и семьями. Чувствовалась какая-то беспредельная радость.

Я жила далеко от центра города, поэтому видела празднование только около своего дома. Все кричали, радовались, плакали. Слезы были на глазах у тех, кто потерял кого-нибудь из родственников. Инвалидов с фронта было много, тогда их еще не прятали. У нас во дворе жил безногий моряк. На всю жизнь запомнила, как он в тот день танцевал. Он очень искренне и резво прыгал и скакал на своих деревянных „топтушках“».

Тамара Лукина, 82 года:

«После объявления победы началось всеобщее ликование. Я и мои друзья не были хулиганистыми, но уезжали далеко от дома. В этот день мы сели на трамвай и поехали на набережную Невы. Родители не знали, где мы были.

Происходившее можно описать строчками из Юрия Воронова:„Рыдают люди, и поют, и лиц заплаканных не прячут. Сегодня в городе салют. Сегодня ленинградцы плачут“. Мы чувствовали все так же, только не плакали. А орали как сумасшедшие. Гуляли и радовались. Ведь все закончилось.

Конечно, мы детьми еще были. У станков не стояли да и оружия не видели. Но выживали вместе с взрослыми, придавая им сил».

Федор Котовский