Posted 2 июня 2019,, 11:17

Published 2 июня 2019,, 11:17

Modified 31 января, 22:57

Updated 31 января, 22:57

В арт-пространстве «Росбалта» открывается выставка Игоря Вишни «История. Новый код»

2 июня 2019, 11:17

В понедельник, 3 июня, в арт-пространстве ИА «Росбалт» (Марсовом поле, 3, цокольный этаж) открывается выставка художника Игоря Вишни «История. Новый код». Экспозиция, как и все остальные выставки проекта «Новые передвижники», продлится две недели.

«Вероятно, каждый художник рано или поздно сталкивается с практически неразрешимой задачей: как в пространстве холста при помощи весьма ограниченных средств выразить темы, не поддающиеся осмыслению? Есть ли способ в рамках картины показать Рай и Ад, революцию или распад СССР („Два Капитана“)? Игорь Вишня находит решение в лаконичном, плакатном стиле, позволяющем мгновенно считывать информацию — импульс, подталкивающий к дальнейшему осмыслению. Не ограничивая себя одним конкретным направлением, художник оперирует различными парадигмами, обращаясь к супрематизму, концептуализму, примитиву и древнерусской иконописи. Визуальная ясность и стройность композиции достигается за счет применения модернистской сетки, обеспечивающей единообразие формата и объединяющей произведения в цельное высказывание», — отметил искусствовед Юрий Екимов.

С 2009 года Игорь Вишня исследует и разрабатывает тематику Лицевого летописного свода — памятника культуры времен Ивана Грозного, состоящего из 18 тысяч миниатюр, повествующих о ключевых событиях российской истории. Многие принципы, открытые художником при создании основанного на своде «Русского стиля», экстраполируются им и на произведения, посвященные актуальным событиям. Так, в частности, многолетнее увлечение миниатюрой нашло отражение в чрезвычайно насыщенном и ярком колорите, характерном для искусства Средневековья.

«Другой пример — реализация принципа соборности: до эпохи ренессанса человек редко изображался в одиночестве — присутствие другого или же высших сил было обязательным, ведь искусство еще не стало антропоцентричным. Также и на полотнах художника персонажи в массе своей лишены индивидуальности, сведены к символам. Плотными рядами стоит народ у края бездны — согласные держатся на ногах прочно, подпирая друг друга, а несогласные уже упали в языки пламени», — рассказал искусствовед.

Говоря о творчестве Игоря Вишни, нельзя не поднять вопрос о политической ангажированности искусства. Сам художник считает, что художественным языком он выражает не определенную позицию, а свое видение ситуации и времени: его творчество ни в коем случае не дидактично, оно открыто к свободной интерпретации.

«Зритель волен самостоятельно трактовать образы: Ленин изрекает „к аду готов!“, иконы модернизма с нимбами-черными квадратами над головой проповедуют в огне, красноармейцы тонут во всемирном потопе, а президент в императорском хитоне с ухмылкой взирает с высоты. Не так важно кто сейчас во главе и чей лик на иконе, важен схваченный взглядом художника дух эпохи. Время и власть цикличны, они не меняются, а перекодируются: новое время — новый код», — пояснил Юрий Екимов.