Posted 9 августа 2019,, 16:47

Published 9 августа 2019,, 16:47

Modified 30 марта, 16:14

Updated 30 марта, 16:14

«Вот так всех выгонять— это нонсенс»

9 августа 2019, 16:47
Дом радио на Итальянской улице превращается в Дом оркестра Курентзиса. Коллективам, десятилетиями работавшим в здании, уже указали на дверь.

Расселение Дома радио на Итальянской улице в Центральном районе не на шутку всколыхнуло общественность. Новость о том, что первый этаж старинного здания передадут оркеструТеодора Курентзиса, бывшего художественного руководителя Пермского театра оперы и балета им. Чайковского, на «Росбалте» появилась еще в прошлом месяце. А вот о перспективе появления на остальных этажах гостиниц и ресторанов стало известно лишь сейчас.

Из Дома радио уже выселили детский хор, Губернаторский оркестр и театр Марины Ланды, в ближайшее время из здания могут исчезнуть радиостанция «Петербург», музей блокадного радио и уникальные архивы. Обеспокоенные петербуржцы уже запустили петицию с требованием к Смольному сохранить Дом радио — «место, где сплелись история, технология, творчество и сила духа жителей нашего города».

О том, почему необходимо отстоять Дом радио, «Росбалт» поговорил с экспертами.

Светлана Танайлова, артистка Губернаторского оркестра Санкт-Петербурга:

«То, что происходит — безобразие. Полмесяца назад начальник оркестра на собрании сказал, что мы выезжаем. Тот, кто сообщил эту „прекрасную“ новость, просто поставил всех перед фактом: помещения, в которых мы занимаемся, выкупил в аренду некий Теодор Курентзис и точка. Будто варяг приехал и завоевал территорию. Понятно, что ему нужно где-то в городе пристроиться, но вот так всех выгонять— это нонсенс.

Дом радио петербургские музыканты всегда считали своим настоящим домом. Здесь отличные условия для занятий музыкой, хорошая база звукозаписи, прекрасные большие залы. Таких помещений в городе — на пальцах одной руки пересчитать, а то и меньше. На Васильевском острове есть студия грамзаписи „Мелодия“, но и она уступает по размеру залов. Здесь записывались буквально все оркестры города. И вот так одним махом обрубить доступ всем коллективам, выселить без предисловий…

Теперь все срочно переезжают кто куда, наш Губернаторский оркестр, к примеру — в телецентр на Чапыгина, 6. Площадок-то никому не предоставили — коллективы едва ли не в ДК вынуждены переселяться».

Алексей Ерофеев, краевед:

«Сегодня был в Доме радио: здесь уже начались работы по реконструкции репетиционного и концертного залов, ломают временные перегородки, убирают сцену. Говорят, ремонт сделают не только внутри, фасады тоже планируют отделать. Как мне сказал охранник, на первом этаже якобы будут не только залы для репетиций оркестра Курентзиса, но и какой-то магазин. А сотрудникам радио теперь придется заходить в здание не с главного входа на Итальянской, а с Малой Садовой.

Радийщики волнуются, толком не могут сказать, что с ними будет. Никто из руководства пока конкретно не заявил: мол, ребята, не беспокойтесь, Дом радио остается, музей — тоже. Как краевед скажу, что в историю Петербурга это здание вошло именно как Дом Радио — а значит, этой цели оно должно служить и в дальнейшем.

Очень важно сохранить неприкосновенным наш небольшой, но колоритный музей, в котором собраны экспонаты, пережившие жестокую блокаду. Столы, кресла, техника, микрофон. Старая афиша, которая анонсирует пьесу „Русские люди“ в театре им. В. Ф. Комиссаржевской. Журнал ленинградского радиокомитета, где 9 августа 1942 года датируется трансляция 7-й симфонии Шостаковича из Большого зала филармонии. Все это — бесценно».

Павел Елкин, генеральный директор Санкт-Петербургского Театра Балета им. П.И. Чайковского, продюсер международных музыкальных и балетных проектов:

«Дом Радио — достояние Петербурга. Здание буквально дышит историей: с 1932 года здесь располагалась центральная радиостанция Ленинградского радио, во время блокады города она сообщала новости с фронта и объявляла воздушную тревогу.

Лет десять назад я работал в оркестре Санкт-Петербургской государственной академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича, и меня часто приглашали в Дом радио на запись. С разными исполнителями — к примеру, с эстрадным певцом Эдуардом Хилем мы часто записывались в этих стенах. Дом радио я помню и по работе в Губернаторском оркестре Санкт-Петербурга. Очень неприятно, что музыкантам теперь фактически указали „на выход“».

Михаил Амосов, кандидат в губернаторы Петербурга от партии «Гражданская платформа»:

«Сейчас много говорят о том, как важно сохранять наше культурное наследие. Но просто говорить — мало. Прямо на наших глазах происходит то, что еще два-три года назад не мог представить ни один горожанин. Из дома на углу Малой Садовой и Итальянской улиц выгоняют его настоящих хозяев.

Дом радио покидают Губернаторский оркестр, детский хор, редакция петербургского радио. Дом № 27 на Итальянской улице изначально строился для Санкт-Петербургского Благородного собрания, но в этом качестве просуществовал лишь три года. Восемьдесят семь лет истории этого здания — это восемьдесят семь лет радиовещания в нашем городе. Многих дикторов горожане никогда не видели в лицо, но голоса их знал весь Ленинград.

Музыкальные программы, детские программы, радиотеатр — многое из того, что было создано в Доме радио, вошло в наш национальный „золотой фонд“ радиовещания. Смотреть, как исчезает часть петербургской, ленинградской души и ничего не делать — невозможно.

Я считаю, что городу вполне по силам сохранить Дом радио именно как уникальный центр творчества и истории. Это в интересах каждого горожанина».

Борис Вишневский, депутат Законодательного Собрания Петербурга:

«Я в Доме радио бываю часто и знаю: эти стены дышат историей ленинградского радио, которое долгие годы оставалось почти единственным источником информации в городе. Не знаю, как можно перепрофилировать такой уникальный центр.

Дом сейчас не в лучшем состоянии, его, конечно, нужно приводить в порядок, но именно здесь должны располагаться радио и соответствующий музей. Оркестр Курентзиса, конечно, замечательный, но если есть необходимость где-то его разместить, можно было подобрать другое здание. Хочу напомнить, что оркестр обычно путешествует и выступает в самых разных местах — это не театр, которому нужно отдельное театральное здание со своим залом.

А что касается отелей и ресторанов — их и так достаточно в этом районе. Нет никакой необходимости уничтожать Дом Радио в угоду коммерческим интересам. Мне кажется, история с оркестром — это вообще лишь благовидный предлог, чтобы общественность не так взволновалась. Ведь ему все же хотят отдать лишь один этаж.

Но сейчас еще возможно остановить весь этот абсурд. Если, конечно, эти манкурты, люди без памяти, о которых писал Чингиз Айтматов, поймут всю глубину своей ошибки».

Анжела Новосельцева