Posted 14 октября 2011,, 14:23

Published 14 октября 2011,, 14:23

Modified 1 апреля, 04:38

Updated 1 апреля, 04:38

Власть усиливает КПРФ

14 октября 2011, 14:23
Опубликованная коммунистами предвыборная программа вряд ли привлечет под красные знамена массы новых сторонников, полагают эксперты. По их мнению, ключ к успеху на выборах 4 декабря лежит в стороне от идеологических документов.

Что собой представляет новая программа КПРФ, с которой она идет на думские выборы, и как этот документ повлияет на исход голосования, «Росбалту» рассказали российские политологи.

Программа КПРФ озаглавлена фразой «Политика большинства призвана побеждать!». В числе главных предвыборных коммунистов можно назвать их решимость справиться с социальным неравенством, демографической катастрофой, развалом экономики, утратой обороноспособности и духовно-нравственной деградацией.

Как оказалось, далеко не все политологи удосужились если не проштудировать, то хотя бы вскользь ознакомиться с главным предвыборным документом КПРФ. Большинство экспертов не утруждают себя чтением партийных программ, объясняя это тем, что от выборов к выборам они не сильно меняются, да и не оказывают особого влияния на электорат.

По мнению руководителя аналитической группы «Меркатор», политолога Дмитрия Орешкина, «в массе своей избиратель программы не читает». С ним согласен и директор института глобализации и социальных движений ИГСО Борис Кагарлицкий, который заявил «Росбалту», что наличие или отсутствие у КПРФ программы, как и ее качество, сегодня вообще не играют особой роли.

Более того, «чем менее активна» будет партия в своей избирательной кампании, тем выше будут ее рейтинги, полагает Кагарлицкий. По его словам, «этот феномен обнаружился еще в 1996 году, во время самых удачных для КПРФ президентских выборов». Тогда, за исключением тех областей и республик России, где у партии имелся харизматический лидер, рейтинг коммунистов рос именно в тех регионах, где КПРФ практически вообще никак себя не проявляла.

«Им выгодно ничего не делать», - считает Кагарлицкий, потому что «когда они что-то делают, они делают только в ущерб себе. Всю избирательную компанию ведет сейчас власть, которая постепенно теряет популярность, убежден эксперт.

По словам Кагарлицкого, текущая ситуация показывает, что значительная часть избирателей видит для себя только одну альтернативу - либо не приходить на выборы, либо голосовать за КПРФ или, может быть, за ЛДПР, рейтинг которой также последнее время растет.

В результате эксперт прогнозирует, что по итогам выборов 4 декабря мы получим трехпартийный парламент, состоящий из фракций «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР. При этом большинство у «единороссов» не только сохранится, но и станет еще более доминирующим.

КПРФ, уверен Кагарлицкий, не дадут подняться выше 15%, а ЛДПР наберет «свои» 7-8%. Остальные голоса, в основном, уйдут «Единой России». «Так что мы получим тот еще состав парламента», - говорит политолог.

По мнению Дмитрия Орешкина, на предстоящих выборах избиратели будут активнее голосовать за коммунистов, чем раньше. Это, скорее всего, произойдет потому, считает он, что «набор альтернатив голосованию за правящую партию сегодня невелик – или не ходить на выборы, или испортить бюллетень, или… голосовать за коммунистов». По его данным, реальная поддержка КПРФ сейчас около 20%. Власти же позволят им набрать не более 12-15% голосов, соглашается он.

Коммунисты, уверен Орешкин, воспринимаются сегодня как альтернатива «всему этому». Причем, «все это» - понятие крайне расплывчатое, включающее «и несправедливое распределение богатства в обществе, и большие черные машины чиновников с мигалками». Для кого-то «все это» включает в себя, например, то, что посадили Ходорковского, для кого-то – что посадили не достаточно надолго. В любом случае, полагает политолог, в обществе растет «вялый негативизм», а коммунисты – лучшая для него отдушина.

Между тем даже поверхностный анализ программы КПРФ позволяет согласиться с мнением экспертов насчет ее не самого боевого характера. Одни положения, как, например, обещания защитить материнство и детство, гарантировать достойную старость, выглядят чересчур общими. Другие, как обещание обеспечивать бесплатным жильем «семьи с низкими доходами», не выходят за рамки того, что уже и так делается властью. Обещание снизить процентную ставку по ипотеке, по сути, заимствовано из ряда заявлений Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Они, правда, обещают со временем опустить ставку до 7%, а коммунисты - до 5%.

Внимательному читателю вообще бросается в глаза активное заимствование коммунистами некоторых программных положений правящей партии. В частности, идеи создания нового межгосударственного союза с участием Белоруссии, Украины и Казахстана на основе «полноценного Таможенного союза, а затем и единого экономического пространства». Как известно, Путин последнее время активно развивает эту идею, продвигаясь даже дальше коммунистов, заявляя, что в перспективе к такому союзу могли бы присоединиться Киргизия и Таджикистан.

Идея «новой индустриализации», о которой упоминается в программе КПРФ, также уже была озвучена Путиным.

Что касается традиционных обещаний национализировать основные отрасли народного хозяйства, то они вряд ли могут добавить коммунистам новых сторонников.

Впрочем, уверенный рост уровня своей поддержки в обществе, который демонстрирует Компартия, подтверждает точку зрения, что на исход выборов сильней всего будут влиять не предвыборные программы, а действия российского руководства и идущая к нам из-за рубежа новая волна экономического кризиса.

Александр Желенин