Posted 27 ноября 2011,, 21:51

Published 27 ноября 2011,, 21:51

Modified 1 февраля, 09:47

Updated 1 февраля, 09:47

Ради наших детей?

27 ноября 2011, 21:51
Помпезный по форме съезд «Единой России» создает четкое ощущение: власть не уверена в поддержке населения и всячески стремится произвести впечатление – большой массовкой, заклинаниями о службе народу, ну и, как водится, разговорами о кознях дьявола, с которыми она героически борется.

Помпезный по форме съезд «Единой России» (или вторая его часть, с учетом сентябрьской прелюдии с тем же статусом) создает четкое ощущение – власть не уверена в поддержке ее населением и всячески стремится произвести впечатление – большой массовкой, заклинаниями о службе народу (что свойственно всем правителям), уверениями о просчитанности будущих шагов, великих свершениях, ну и, как водится, алармистскими разговорами о кознях дьявола, с которыми она героически борется.

Эксперты, опрошенные «Росбалтом» (включая нынешних лидеров Компартии России), сравнивают съезд единороссов с аналогичными форумами КПСС. На мой взгляд, это неточное сравнение. Скорее, можно говорить о внешней и внутренней, содержательной стороне съезда партии власти.

Обертка мероприятия – калька со съездов двух основных партий США – демократов и республиканцев. Все эти напрочь заполненные представителями народа, часто выглядящими собранными на скорую руку на улице за разумное вознаграждение (как на телевизионных ток-шоу), гигантские площадки, тысячи флажков, которыми как веерами от жары обмахиваются «наполнители» огромного зала «Лужников», скучные физиономии делегатов, оживляющиеся только при скандировании ограниченного и явно определенного свыше числа лозунгов – Путин, Медведев, Россия… В Штатах это выглядит примерно так же, что неудивительно – именно оттуда пришло такое действо как ток-шоу, а ничего лучше и динамичнее, с точки зрения организации большой аудитории на малом пространстве, пока в мире не придумано.

С внутренней стороной политического ток-шоу под названием съезд ведущей партии России у нас дела обстоят гораздо печальнее. Если в США кандидаты в президенты на предвыборных съездах озвучивают детальные программы на ближайшие несколько лет, и это тоже прерывается бурными аплодисментами аудитории с размахиванием флажков, то у нас в «Лужниках» все было, по отечественной политической традиции последнего десятилетия, крайне скупо на конкретику. Остановимся на высказываниях самого кандидата в президенты от партии власти, ведь его выступление было венцом массовой акции в «Лужниках».

Путин не стал утомлять публику в атмосфере тревожных ожиданий его ответа на главный вопрос последних лет, обращенный ему в виде партийного предложения беспартийным президентом Дмитрием Медведевым в ходе первой части съезда в сентябре: батюшка, пожалуешь ли ты на царство? В самом начале его выступления в «Лужниках» прозвучал ответ: несомненно. Хотя, судя по лицам собравшихся, они иного и не ожидали.

Если обобщенно рассматривать достаточно длительное выступление кандидата в президенты от «Единой России», то его можно охарактеризовать так: преемственность политики последних десяти лет при некоторой ее корректировке в сторону большей демократизации ради достижения справедливого баланса между богатыми и бедными при неизменном отпоре супостатам в лице западных держав. Сугубо путинская парадигма, не прошло и четырех лет. Неудивительно, что лучший друг западных демократий Дмитрий Медведев в ходе выступления его духовного учителя Владимира Путина выглядел таким напряженным. Кстати, не менее сконцентрированными и невеселыми казались на съезде и все иные «топы» из тех, кого выхватывала из стройных рядов лужниковских кресел телекамера.

Мне кажется, в данном случае не имеет особого смысла анализировать тезисы выступления Путина. Достаточно сказать, что они были предельно общими и округлыми, не позволяющими составить представление, как реально изменится государственное устройство и его политическая программа после марта следующего года. Это стиль Путина, к нему уже давно привыкли, поэтому в данном случае к нему вопросов нет.

Удивило другое. Похоже, Путин растрачивает те качества, которые принесли ему в свое время поддержку населения. Возможно, это связано с возрастом, а этот фактор еще не удалось победить ни одному, даже самому гениальному и великому политику (может быть, за исключением Фиделя Кастро). Так, Владимир Путин всегда был очень точен в словах и оценках. Не только точен, но и умело афористичен, его выступления запоминались надолго, а отдельные суждения фактически становились народными выражениями и анекдотами. И в этом контексте как-то удивительно было услышать такую фразу Путина на ноябрьском съезде партии: «Собственно говоря, то, что я сейчас говорил, говорят очень многие. Но, собственно говоря, правильно говорят, об этом нужно говорить…» Несколько напоминает Михаила Горбачева с его лингвистически неправильным многословием или фразу в исполнении Адриано Челентано в фильме «Блеф»: «Счет насчет счета, граф считает счета на своем счету. И мы еще сведем с вами счеты!».

Тем не менее, Путин в своем выступлении произнес несколько действительно интересных фраз. Однако они выглядели двусмысленными. Например, такая: «Нам нужны такие политические институты, которые послужат не только нам сегодня, но и нашим детям». Это умозаключение выглядело бы безукоризненно правильным, если бы не практика власти в России ставить на ответственные посты в госкорпорациях детей министров и иных первых лиц из окружения премьер-министра. Здесь же приходят на ум и упомянутые Путиным «офшорки», в которых прятать деньги – не по совести. Я видел в зале несколько граждан из верхних слоев, об интересе которых к «офшоркам» известно всем (судя по сообщениям СМИ, понятно, не прокуратуре же этим их увлечением заниматься). После таких параллелей как-то удивительно было слышать от выступающего о необходимости изменения философии госслужащих.

Как бы там ни было, Путин заявил себя как кандидата в президенты России на выборах в 2012 году, и, похоже, находился в приподнятом настроении. Чего не скажешь (по крайней мере, по лицам) о тех, кто слушал его в зале партсъездов «Лужники». Медведев был уныло сосредоточен, Голикова (в богатом черном меховом воротнике или шарфе) – зло каменнолица, Садовничий – внимательно невозмутим, Бондарчук также не проявлял эмоций. Только министры иностранных дел и связи Лавров и Щеголев криво ухмылялись на остроту Путина о продажности грантоедов. Подумалось, что это нормально: о работе разведки эти мужчины знают не понаслышке.

Подводя итог, могу сказать, что лично я на выборах буду голосовать за коммунистов. Не потому, что мне нравится уравниловка, упаси Бог! Последние лет 20 я выступал против «левых», потому что в капитализме есть главная идея – конкурентная борьба, которая разделяет болтунов и созидателей. Но, увы, в России от этой идеи, спустя 20 лет после трагической по форме и содержанию смены формаций, мало что осталось. И пусть мой голос ничего не решит, ведь партии власти уже сообщили результат на выборах – 53%, но я останусь честным в отношениях с самим собой. Думаю, я буду не одинок. Во всяком случае, слушавший вместе со мной выступление Путина директор одного из оборонных предприятий, не самого маленького, возмущенный утверждением кандидата в президенты от власти об успешном оборонном заказе и великом будущем российской «оборонки», тоже признался, что впервые проголосует за наследников Ленина. От отчаяния.

Николай Ульянов, главный редактор «Росбалта»