Posted 20 декабря 2011,, 10:52

Published 20 декабря 2011,, 10:52

Modified 1 апреля, 03:28

Updated 1 апреля, 03:28

Протест не поддается экспертизе

20 декабря 2011, 10:52
Российская политология села на мель – события, происходящие в стране в связи с ростом гражданской активности, не поддаются ни анализу, ни прогнозу. Единственное что ясно: многое в ближайшем будущем будет зависеть от массовости митингов 24 декабря.

Митинги на Болотной площади в очередной раз заставляют общество задаваться извечными российскими вопросами: «Кто виноват?» и «Что делать?». Анонс понедельничной пресс-конференции под названием «Пути выхода из политического кризиса», в которой участвовали известные российские эксперты-либералы, в этом смысле обнадеживал. Однако пришедшие на нее журналисты были несколько разочарованы, так как эти самые пути, как раз обозначены и не были.

Эксперты в основном ограничились анализом текущей ситуации. И если на первый традиционный российский вопрос: «Кто виноват?», они отвечали уверенно – нынешняя власть и лично Владимир Владимирович Путин, то на другой, не менее традиционный: «Что делать?», предпочли дать ответить народу. Причем, не сразу, а когда он придет в себя после двух недель новогодних праздников. После этого они обещают запустить сайт, где каждый желающий может высказать свое видение будущего России.

Подъем социальной активности в российских городах ставит ряд серьезных вопросов, на которые у экспертов пока нет ответов, считает президент фонда «Центр стратегических разработок» Михаил Дмитриев. Реализация такого популярного среди нынешних митингующих лозунга, «как пересчет голосов избирателей», проголосовавших 4 декабря на выборах в Госдуму, мало что даст, полагает он.

«То, что в обществе возник спрос на изменения - это здорово», - говорит Дмитриев. Тем не менее, он предлагает представить ситуацию, когда такой пересчет голосов состоялся. В результате этого, говорит он, «у нас возникает Дума, где большинство получают левые партии и партии неопределенной политической ориентации вроде ЛДПР».

«Имеет ли смысл этой Думе позволять создавать коалиционное правительство, и если «да», то насколько эффективным оно будет, сможет ли оно решить те проблемы, которые в полный рост встанут после выборов? Если же новое правительство будет создаваться по-старому и его вновь назначит премьер, то будет ли в этом случае эффективной Дума, и что изменится из-за того, что там будут представлены несколько иные партии?», - задается вопросами он.

В этой связи Дмитриев напомнил, что «ельцинский режим 1990-х годов прекрасно сосуществовал с оппозиционной Думой и ничего принципиально не менялось».

Другой блок вопросов, поднятый Дмитриевым, состоит, на его взгляд, в том, «каким образом охватить эффективным политическим представительством те движения, которые сейчас носят внесистемный уличный характер»? По его словам, «люди, митингующие на Болотной площади, явно не пытаются оформиться как партия, и это снижает их возможности на принятие решений».

С ним, в общем, согласен другой участник мероприятия - президент общественного движения «Союз правых сил» Леонид Гозман. Честные выборы, полагает он, необходимое условие для развития страны, но недостаточное. По его словам, «сегодня люди сами должны решить, как должно развиваться общество и его политическая система». Из нынешней ситуации, считает он, надо искать выход, который устраивал бы всех: «и людей на Болотной площади, и обывателя, который сидит у телевизора и никуда не ходит, и нынешних власть предержащих. Если это не будет игра, в которой все выигрывают, то ничего не получится». Поэтому главный вопрос, по Гозману, состоит в том, «как выходить (из власти – прим. «Росбалта») так, чтобы никто не «терял лица», и чтобы никому не было слишком страшно». «Даже если это уходящая власть, она должна уйти безопасно для себя», - полагает Гозман. А следующие вопросы: какая после этого должна быть политическая система в России, какой должна быть ее армия, служба безопасности и так далее, должны решить сами граждане, считает он.

По мнению заместителя директора Института мировой экономики и международных отношений РАН Евгения Гонтмахера, нынешняя власть безнадежно опоздала для проведения «спокойных планомерных изменений политической системы». Вопрос об изменениях политической системы сегодня обострился, уверен он, но самой этой системы у нас сегодня нет. «Есть один человек – Владимир Путин. Это и есть наша политическая система. Как он скажет, так и будет», считает Гонтмахер. Дума, уверен он, «как была «не местом для дискуссий», так и остается им, а все зарегистрированные партии носят декоративный характер».

С другой стороны, считает Гонтмахер, Россия сейчас, «вступает в переходный период, когда обе противостоящие стороны – и власть, и внесистемная оппозиция - не знают, чего хотят». Он полагает что, «общество, которое мариновали все эти годы, зачищая политическое поле, тоже оказалось не готово к переменам».

По мнению Гонтмахера, «в этот переходный период могут возникнуть самые неожиданные новые люди», которые могут увести страну не туда, куда, с его точки зрения, надо. Он согласен с Гозманом в том, что должен быть создан некий ««круглый стол» между обществом и властью, на котором бы обсуждался, главным образом, вопрос, как эта власть должна уйти».

«Надо сменить политическую элиту, это время подошло», уверен эксперт. По его словам, «времени у нас очень мало – 1-2 года максимум. Ждать 6-12 лет Россия не может, поскольку экономика и политическая ситуация не дают столько времени».

В то же время, Гонтмахер не исключает ситуации, что «власть может пойти сейчас по пути имитации перемен». Но это, считает он, «оскорбляет людей, потому что общество дозрело до реальных изменений системы».

Все эксперты согласились с тем, что многое в ближайшем будущем будет зависеть от массовости предстоящего 24 декабря очередного митинга оппозиции в Москве на проспекте Сахарова. Если число же участников будет меньше, чем на предыдущем митинге на Болотной, то у власти появятся аргументы в пользу продолжения прежней политики.

Александр Желенин