Posted 11 января 2012,, 13:07

Published 11 января 2012,, 13:07

Modified 1 апреля, 03:15

Updated 1 апреля, 03:15

Зачем Немцову Кудрин

11 января 2012, 13:07
Среди лидеров оппозиции назревает скандал. Через две недели должно состояться первое рабочее заседание «Круглого стола 12 декабря», который позиционируется как официальный оппозиционный орган. Но другие внесистемные политики уже обвинили его участников в попытке продать протестное движение и «лечь» под власть.

Среди лидеров оппозиции назревает новый скандал. Через две недели должно состояться первое рабочее заседание «Круглого стола 12 декабря», который пытается представить себя в качестве официального оппозиционного органа. Но другие внесистемные политики уже обвинили его участников в попытке продать протестное движение и «лечь» под власть.

Напомним, что первое заседание оргкомитета «Круглого стола» состоялось в конце декабря. Как отмечают его создатели, он «был учрежден в День Конституции группой ученых, деятелей культуры, искусства и представителей гражданского общества с целью воспрепятствовать социально-политическому взрыву в стране и сформулировать системную альтернативу авторитарному режиму под руководством В. Путина».

Правда, пока оргкомитет сумел сделать только две вещи: назначить собственную рабочую встречу и спровоцировать громкий скандал, поддержав в качестве официального переговорщика от оппозиции экс-министра финансов Алексея Кудрина. Более странный шаг сложно было представить: неудивительно, что у коллег по оппозиционному лагерю эта инициатива вызвала шок. Ни для кого не секрет, что Алексей Кудрин и Владимир Путин дружат уже лет двадцать — еще с тех времен, когда вместе работали в Администрации Санкт-Петербурга. Маловероятно, что опытный аппаратный игрок Кудрин вдруг всерьез решил стать оппозиционером и «сформулировать альтернативу» режиму Путина. Гораздо логичнее другое объяснение: его намеренно делегировали в оппозицию, чтобы направить протест в нужное русло. На тот случай, если это по каким-то причинам не сработает, есть еще и дублер - Михаил Прохоров, призванный оттянуть на себя часть голосов протестного электората.

Спрашивается: неужели члены «Круглого стола» не понимают столь очевидной «разводки»? Ответ кроется в составе участников этого клуба. В основном, это писатели, артисты и различные эксперты, которым не обязательно быть искушенными в политических вопросах. Профессиональных политиков среди них, пожалуй, только двое - Михаил Касьянов (автор самой идеи «круглого стола») и Борис Немцов. И именно они, по всей видимости, задают основной вектор деятельности этой организации.

Если посмотреть на последние действия лидеров ПАРНАСа, то «странная» инициатива в отношении Кудрина получает логическое объяснение. Во время митингов протеста Борис Немцов и его соратники самоназначились на роль главных оппозиционеров. Формально на это им никто полномочий не давал, но в ситуации послевыборной неразберихи сработал принцип - «кто первый встал, того и тапки». Именно Немцов ходил договариваться с властью о деталях митингов и получал на них санкции. И, по мнению многих аналитиков, мог договориться не только об этом. По крайней мере, как отмечает политолог Станислав Белковский, появление на сцене митинга на проспекте Сахарова Алексея Кудрина вряд ли было бы возможно без приглашения со стороны руководителей ПАРНАСа. Их дальнейшая поддержка того же Кудрина, но уже в качестве переговорщика, подтверждает эту мысль.

О том, что власть попытается «заиграть» протестное движение, причем помогут ей в этом сами оппозиционеры, говорится практически открыто. Вот, например, прогноз известного блогера Алексея Навального: «Вместо реальной политреформы нам предложат систему, в которой достаточно комфортно будет существовать профессиональным политактивистам… Каждому микролидеру посулят денег, поддержки и немного «доступа к телевизору», намекнув, что именно он настоящий перспективный либерал (националист), а остальные – шантрапа».

В результате вместо более-менее организованного, пусть и разношерстного протестного движения, появится еще одна ручная оппозиция, которая не будет представлять никого, кроме себя самой. Зато власть получит возможность говорить о том, что пошла навстречу протестующим и «услышала народ». А то, что оппозиционеры переругались между собой, - это уже их собственные проблемы.

Естественно, что при этом часть оппозиции окажется властью обласкана, получив из рук администрации президента лицензию на руководство какой-нибудь небольшой системной партией или сытный пост в органах власти. В конце концов, и Борис Немцов, и Михаил Касьянов долгое время вполне комфортно чувствовали себя во властной обойме, а оппозиционные наклонности у них проснулись только после того, как они из нее выпали.

Среди оппозиции бытует мнение, что несистемность того же Немцова сильно преувеличена. Считается, что при необходимости он готов вести переговоры с властью и в формальном, и в неформальном режиме. Тем более что некоторые его «оппозиционные» действия вполне укрепляют позиции власти в нынешней политической игре. Достаточно вспомнить предвыборную тактику «нах-наха», которая, по сути, помогала «Единой России» улучшить свой результат на выборах.

Теперь соратник Немцова Илья Яшин, устроивший несанкционированное шествие, из-за которого посадили Навального, утверждает в своем блоге, что альтернативы Алексею Кудрину в качестве парламентера просто нет. Иначе - белорусский вариант развития событий: жесткое подавление выступлений и загон оппозиции в подполье. А репрессии — это как раз то, чего боятся люди, выходившие на митинги.

Понятно, что варианты развития ситуации явно не сводятся только к этим двум возможностям. Но весьма показательно, что именно такую «узкую» альтернативу предлагает Борис Немцов со своими коллегами: или танки, или Кудрин и закулисные переговоры с Путиным. Все это наводит на не очень приятные вводы: часть оппозиции, похоже, могут согласовывать свои действия с властью. И вряд ли Белый дом пойдет на эти переговоры для того, чтобы добровольно расстаться со своими полномочиями. В любом случае - проигравшими окажутся десятки тысяч людей, выходивших на Болотную площадь и проспект Сахарова не для того, чтобы повысить свою политическую капитализацию, а по зову сердца.

Тамара Романова