Posted 11 марта 2012,, 14:26

Published 11 марта 2012,, 14:26

Modified 1 апреля, 02:20

Updated 1 апреля, 02:20

Правительство ждет обновление и омоложение

11 марта 2012, 14:26
Сразу же после объявления о победе на президентских выборах Владимира Путина начались консультации по составу нового кабинета министров. По мнению экспертов, на этот процесс могут оказать влияние уличные протесты.

Сразу же после объявления о победе на президентских выборах в России Владимира Путина начались консультации по составу нового правительства. Событие для периода после выборов вполне естественное. Во всем мире в таких переговорах, обычно, участвует достаточно ограниченный круг людей. В странах с парламентской демократией – немного больше - представители победивших на выборах партий. У нас же этим занимаются ровно два человека. О первой встрече избранного президента Владимира Путина и действующего президента Дмитрия Медведева, официально посвященной теме персонального состава нового кабинета министров, правительственный портал сообщил уже через несколько дней после того, как 4 марта прошли выборы.

Что касается главы нового кабинета, то здесь особой интриги не ожидается. Большинство экспертов уверены, что правительство, как и пообещал еще перед думскими выборами Путин, возглавит его напарник по «тандему» Дмитрий Медведев. Что немудрено. Российское общество ожидают уже анонсированные и давно назревшие социальные реформы, которые, как понятно заранее, не будут популярными. Кто-то должен их проводить, а затем за них отвечать.

А вот персональный состав нового правительства будет определен по результатам переговоров двух лидеров. Такое мнение высказал «Росбалту» президент фонда «Центр политических технологий» Игорь Бунин.

При этом политолог уверен, что «состав будущего правительства будет обновлен очень сильно». В этом с ним согласен и президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов. Он убежден, что состав нового правительства, формируемого сейчас Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым, «обновится более чем наполовину».

Что касается поименного списка министров, то политолог полагает, что говорить об этом пока не имеет смысла, так как «кадровые решения Путина всегда непредсказуемы».

Между тем, кое-что предсказать все же возможно. Игорь Бунин, в частности, предполагает, что непопулярные фигуры, как, например, министр обороны Анатолий Сердюков «будут принесены в жертву общественному мнению». Политолог также не исключает, что «квота нынешнего президента и вероятного главы нового правительства Дмитрия Медведева будет повышена, по сравнению с предыдущей легислатурой». Однако, с учетом того, что у последнего «не очень много возможностей», в основу формирования нового кабинета будет положен «очень простой принцип – обновление и омоложение», - уверен эксперт.

Путину, отмечает Бунин, несмотря на его упорное желание сохранять своих людей, необходимо будет продемонстрировать обществу стремление к переменам.

Фигуры из нынешнего правительства, «не совместимые» с Медведевым, как, например, вице-премьер Игорь Сечин, перейдут в администрацию президента, прогнозирует Игорь Бунин. Сечин, считает политолог, может сменить Сергея Иванова на посту руководителя администрации президента, причем его функции на этом посту могут быть расширены.

Политолог Алексей Макаркин, отвечая на вопрос «Росбалта» о контурах будущего правительства, сказал, что вопрос, останется ли Игорь Сечин в правительстве или нет, является сейчас главной интригой. Если Сечин там остается, то Медведев не получит контроля над топливно-энергетическим комплексом, полагает Макаркин.

«С высокой вероятностью можно предположить, что Антон Силуанов сохранит за собой кресло министра финансов, так как он продолжает линию своего предшественника Алексея Кудрина», - говорит политолог. По его мнению, за Путиным, помимо контроля за ТЭКом и финансами, останется и силовой блок (по Конституции он напрямую подчинен главе государства).

Впрочем, вполне вероятно, что Путин продолжит политику «бонапартистского лавирования» между разными центрами силы и не станет сосредотачивать в своих руках все основные функции государственного управления. Макаркин допускает, как вариант, что Медведев получит возможность поставить своего человека на пост главы МВД. По мнению эксперта, не исключено, что недавний скандал вокруг главы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Александра Реймера как раз связан с этой темой.

В целом, полагает Макаркин, влияние Медведева на правительство, после того, как он его возглавит, «конечно, увеличится по сравнению с прошедшими четырьмя годами. Но, если он получит контроль над министрами, ведающими, в основном, бюджетными расходами, то оно будет не очень значительным».

Что касается сохранения министерских постов за такими непопулярными в обществе личностями, как все тот же Сердюков, глава Минобрнауки Сергей Фурсенко, министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова, то здесь многое будет зависеть от того «насколько Владимир Путин и Дмитрий Медведев сочтут, что те выполнили поставленные перед ними задачи», - считает Макаркин.

«Эти люди в свое время были приглашены в правительство для решения конкретных задач, которые заведомо были непопулярны», - напоминает политолог. По его словам, если будет решено, что они справились с этими задачами, то Сердюков, Голикова и Фурсенко либо сохранят за собой свои министерства, либо «уйдут в отставку, получив приличную компенсацию, вроде высокой дипломатической должности. Как это произошло с предшественником Татьяны Голиковой Михаилом Зурабовым, который, проведя монетизацию льгот, был отправлен послом на Украину».

Судьба этих непопулярных фигур сегодня зависит и от общественного фактора, «значение которого со момента начала московских митингов в декабре 2011 года у нас значительно вырос», - убежден Макаркин. Тот же Зурабов, напоминает эксперт, был отправлен на Украину только через два года после проведенной им реформы в 2007 году, когда власть перед выборами в Госдуму нуждалась в конституционном большинстве в парламенте. Сегодня, считает Макаркин, фактор общественного мнения значительно вырос по сравнению с тем временем, и он будет оказывать существенное влияние на перестановки в правительстве.

Александр Желенин