Posted 23 августа 2012,, 13:40

Published 23 августа 2012,, 13:40

Modified 30 января, 11:16

Updated 30 января, 11:16

У протеста нет национальности?

23 августа 2012, 13:40
Накануне новых уличных акций, планируемых на осень, в рядах оппозиционного движения слышны требования «отмежеваться от националистических попутчиков». В ответ звучат опасения, что это сузит социальную базу протеста.

В рядах российского протестного движения в преддверии осенних акций протеста все громче звучат требования об «изгнании» из широкой гражданской коалиции, борющейся за смену политического режима, представителей националистических движений.

Как можно предположить, такие настроения начали витать в головах многих участников протестных митингов еще в декабре 2011 года. Выслушивать лозунги про «Россию для русских» и «русское правительство» ни у демократической, ни у левой публики уже тогда особого желания не было. И левые, и либералы эти «кричалки» старательно освистывали, а транспаранты с соответствующими призывами срывали с окрестных стен и деревьев.

Для многих объединение либералов и левых в их общей борьбе против авторитарной системы, несмотря на многочисленные и часто обоснованные взаимные упреки, выглядит гораздо более естественно, чем объединение тех и других с националистами. Некоторые даже вспоминают, что исторически и теоретически социализм - это, вообще-то, просто более последовательное развитие либеральных и демократических принципов, особенно в экономической и социальной сфере.

Однако колонна националистов вновь и вновь появляется на общегражданских акциях протеста. Не далее как 12 июня, на московском «Марше миллионов» из 60 тысяч его участников две тысячи выступали под националистическими знаменами. Они шли в самом конце протестных колонн, после чего на площади Сахарова, где проводился митинг, совершили прорыв к сцене, попутно избивая попавшихся на их пути левых и представителей секс-меньшинств.

Интересный штрих – у кого-то из «красных» они вырвали и разорвали лозунг «Фабрики – рабочим!». Собственно, левые никогда и не забывали, что национализм лишь одно из направлений буржуазной идеологии, но тут они увидели наглядное подтверждение этому.

Зачем нужны такие союзники понимают далеко не все участники протестного движения. С другой стороны, ясно, что провести водораздел между левыми и либералами с одной стороны, и националистами с другой - дело тоже отнюдь не простое, учитывая, что и среди либералов, и среди левых есть разные точки зрения на пресловутый «русский вопрос».

Например, политолог и член политсовета движения «Солидарность» Андрей Пионтковский выступает за то, чтобы продолжить совместную деятельность с националистами в рамках оргкомитета протестных действий. В своем комментарии для корреспондента «Росбалта» он подчеркнул, что демократия предполагает сотрудничество и с теми, кто вам неприятен.

«Те лидеры националистов, которые участвуют в оргкомитете протестных действий, прежде всего, Александр Белов и Владимир Тор, избегают крайностей», - уверяет Пионтковский. По его словам, «критерий сотрудничества с ними один – соблюдение принципов Конституции».

«Я не думаю, что Белов и Тор более ужасные люди, чем Ле Пен во Франции», - говорит Пионтковский.

В качестве примера умеренности Белова и Тора политолог приводит то обстоятельство, что решения своих задач они собираются добиваться путем создания фракции в парламенте.

Тут, конечно, можно было бы напомнить, что и Национал-социалистическая немецкая рабочая партия начала 1930-х годов имела ту же скромную мечту. А заодно напомнить, чем все закончилось, когда эта мечта воплотилась в жизнь. Но, похоже, сейчас такие «исторические страшилки» часть нашей оппозиции совершенно не пугают…

«Демократия предполагает политическое сотрудничество и с людьми, которые вам неприятны, - повторяет Пионтковский. - Попытайтесь победить их на открытых и демократических выборах. Если они ставят перед собой ту же цель (участие в парламентских выборах), что и мы, это значит, что мы не можем запретить им участвовать в этом движении».

Схожей точки зрения придерживается и политолог Дмитрий Орешкин. Сотрудничество с националистами в рамках общего протестного движения допустимо для расширения его социальной поддержки, заявил политолог корреспонденту «Росбалта». «В случае, если они (националисты) не выходят за определенные рамки», - уточнил он.

По словам Орешкина, всегда есть некий консенсус, который предполагает, «кто с кем играет, а кто нет» и люди «с откровенно ксенофобской риторикой» большинством оргкомитета протестных действий к совместной работе не допускаются.

В этой связи политолог напомнил слова Гегеля о том, что категория меры – самая сложная в философии.

В то же время, присутствие в оргкомитете таких деятелей, как Белов или Тор, по мнению Орешкина, говорит о том, что эти люди выступают «в рамках определенных границ». За этой чертой, по его выражению, находятся «совсем уж отмороженные фашисты». При этом даже такие, по его словам, «весьма жесткие националисты», как Белов или Дмитрий Демушкин, «с точки зрения большинства участников оргкомитета умеют соблюдать правила игры и допустимы для общего движения».

Как рассказал Орешкин, логика оргкомитета по отношению к националистам, участвующим в протестном движении, примерно такова: «Если кто-то говорит, что «жиды продали Россию» и выступает против Путина, потому что «он тоже один из этих», то, наверное, с этим человеком кашу варить не следует. Если же сейчас ты об этом не говоришь, мы согласны сделать вид, что не помним этого».

Игра в одной команде всегда накладывает на человека какие-то ограничения и они (националисты) это принимают, отмечает политолог. «Борис Немцов, возможно, не испытывает восторга от того, что сидит за одним столом с Демушкиным, но он заинтересован в расширении протеста А значит, ему приходится терпеть Демушкина, а тому приходится терпеть Немцова. С моей точки зрения, это правильно», - говорит Орешкин.

Реализация предложения «отмежеваться» от националистов ставит перед лидерами протестного движения и еще одну проблему – по каким критериям проводить водораздел. «Где проходит грань между крайними и не крайними националистами?», - задает вопрос политолог Павел Кудюкин.

Его позиция заключается в том, что «эта грань должна проходить по отношению к основополагающим принципам демократии и соблюдения прав человека». Такой критерий помог бы отделить крайних националистов, поскольку те признают права человека только для русских, а для представителей других этносов уже нет, считает политолог.

При этом максимально широкая коалиция протестных сил, включающая в себя, в том числе, представителей националистических движений, может быть только «коалицией против», уверен Кудюкин.

«Да, есть некая проблема, которую можно сформулировать, как «устранение существующего режима». Ясно, что силы, выступающие за это, гораздо шире тех, кто поддерживает какую-то позитивную программу», - говорит политолог, добавляя, что как только начинается движение к какой-то позитивной программе, начинаются и жесткие размежевания.

Однако, считает Кудюкин, «с людьми, которые заявляют, что нынешнюю власть они заменят национал-социалистическим режимом, или, что Сталин – идеал, к которому надо вернуться, не стоит сотрудничать даже на стадии борьбы с путинским режимом». По его словам, понятно, насколько сложно на данном этапе провести такое размежевание, однако эти вопросы уже пора хотя бы начинать ставить.

Александр Желенин