Posted 20 сентября 2012,, 12:30

Published 20 сентября 2012,, 12:30

Modified 31 марта, 23:19

Updated 31 марта, 23:19

Слезы вместо партий

20 сентября 2012, 12:30
«Революционное», как поначалу казалось, решение Дмитрия Медведева принять либеральный закон о партиях, на деле мало изменило существующую систему власти в России. Новые политические силы не горят стремлением идти на выборы.

«Революционное», как поначалу казалось, решение Дмитрия Медведева принять либеральный закон о партиях, на деле мало изменило существующую политическую систему России. Об этом говорит низкая активность новых политических сил при решении их главной задачи – борьбы за власть. К такому выводу пришли эксперты, отслеживающие региональные и муниципальные избирательные кампании, идущие сейчас по всей стране.

В чем причина? По мнению политолога Глеба Павловского, которое он высказал корреспонденту «Росбалта», недавно зарегистрированные партии пока используются местными элитами лишь как дополнительное средство для маневра на выборах. «Новые партии пока фигурируют на местных выборах как запасные политические модули», - пояснил он. «Пока это одни слезы», - считает эксперт.

В то же время Павловский отмечает, что «большинство новых партий не сумели принять участие в проходящих сейчас избирательных кампаниях на региональном и местном уровне, потому что просто не успели зарегистрироваться».

В итоге, максимум, на что могут рассчитывать сейчас новые партии, по мнению эксперта, это «участвовать в сделках местных элит».

Характеризуя нынешний политический ландшафт, Павловский сказал, что «партийное пространство у нас пока все еще старое, тщательно расчищенное для участия в нем старых игроков и сделок между ними». Иногда, полагает эксперт, к этим сделкам привлекают и новые, существующие пока только формально, партии, «за большинством из которых стоят, главным образом, только конкретные персоны и те или иные элитные группы, как это, например, имеет место с «ПАРНАСом» Владимира Рыжкова».

Партии, зарегистрированные по новому закону, не допускаются к серьезным губернаторским выборам. Такой вывод в беседе с корреспондентом «Росбалта» сделал политолог Андрей Пионтковский.

В подтверждение своих слов он привел пример Рязанской области и некоторых других регионов, где во время проходящих сейчас избирательных кампаний «все решалось даже не административными средствами в виде недопущения партий до выборов под теми или иными предлогами, а в виде каких-то бизнес-договоренностей».

По данным эксперта, неблагонадежных претендентов на губернаторские кресла и близко не подпускают к депутатам муниципалитетов с тем, чтобы в соответствии с новым законом о выборах губернаторов, они могли собрать необходимое число подписей муниципалов. Таким образом, «муниципальный фильтр» представителям новых партий на губернаторских выборах пройти невозможно, местные депутаты ставят свои подписи только под фамилиями выдвиженцев от «Единой России», отмечает Пионтковский.

««Муниципальный фильтр» оказался настолько эффективным, что и президентского уже не нужно», - говорит политолог, констатируя, что на уровне губернаторских выборов ничего не изменилось.

Пионтковский отметил, что один из немногих случаев, когда новая партия активно участвует в проходящей сейчас избирательной кампании, это «РПР-ПАРНАС» Владимира Рыжкова, зарегистрировавшая свой список на выборах в городскую Думу Барнаула в Алтайском крае. , сказал Пионтковский. «Думаю, что правящему в стране режиму не угрожает, если «ПАРНАС» получит здесь, к примеру, 15% голосов», - замечает эксперт.

Оппозиции, по словам Пионтковского, «разрешено поиграть в таких вот «песочницах», а на более серьезные губернаторские выборы ее представителей не допускают».

«Революционный», вроде бы, закон Дмитрия Медведева, упрощающий регистрацию политических партий, оказался весьма эффективным для полнейшей дискредитации этого института», - считает политолог. Сотни новых мелких партий системе не угрожают.

Хочется обратить внимание еще на один момент, не очень зависящий от действий власти. Во всяком случае, на данном этапе. Речь идет о том, что настоящая политическая партия в современной России, где народ в течение жизни одного поколения успел разувериться в целой когорте разнообразных мессий, не может возникнуть ни как результат нового проекта власти, ни как продукт обаяния очередной харизматической личности. То есть, она не может быть ни провластной, ни вождистской.

Новые сильные партии, способные составить конкуренцию многорукой партии власти, могут возникнуть лишь «снизу» - из идейного бульона, рожденного массовым стихийным народным движением, начавшимся в России в декабре 2011 года. Процесс – идет, и он не может быть слишком скорым. Время, когда успешные партии создавались по щелчку «любимого руководителя» безвозвратно ушло. Пришло время серьезной, кропотливой, неторопливой, но целенаправленной работы.

Александр Желенин