Posted 5 октября 2012,, 16:00

Published 5 октября 2012,, 16:00

Modified 31 марта, 23:05

Updated 31 марта, 23:05

О чувствах верующих с пристрастием

5 октября 2012, 16:00
Если закон о защите чувств верующих будет принят в размытых формулировках, он может стать инструментом гонений на атеистов, а также поставит под вопрос всю просветительскую традицию в философии и литературе, полагают эксперты.

Законопроект об оскорблении религиозных убеждений и чувств граждан не может быть принят в нынешнем виде - необходимо расширить его рамки и установить ответственность, в том числе за ущемления чувств атеистов. К такому выводу пришли члены Общественной палаты РФ, которые обсудили резонансную парламентскую инициативу на заседании в четверг.

В то же время эксперты «Росбалта» высказываются по поводу проекта такого закона еще более категорично.

Так, по мнению директора Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Бориса Кагарлицкого сама подобная постановка вопроса, а уж тем более продвижение закона о защите чувств верующих, для Русской православной церкви станет катастрофой. в политико-культурном смысле.

Ставя задачу особой защиты верующих, РПЦ тем самым признает религиозных людей «культурным меньшинством, претендующим на какие-то особые привилегии, наряду, скажем, с гомосексуалистами», - говорит Кагарлицкий. РПЦ, считает он, «таким образом, ставит себя в одну категорию с ЛГБТ-движением или, например, с этно-культурными меньшинствами, то есть, наравне с теми, от кого иерархи православной церкви хотели бы максимально дистанцироваться, кому бы они хотели максимально противопоставить себя и от кого бы они хотели откреститься - в буквальном смысле этого слова».

Другая проблема состоит в том, что законопроект о защите чувств верующих – «сугубо репрессивный, и, в силу этого, его последовательное исполнение будет невозможно», - уверен Кагарлицкий.

«Сейчас все упирают на то, что по этому закону можно посадить каждого. Но если можно посадить каждого, это значит, что нельзя посадить никого», - утверждает эксперт. Этот законопроект «очень большая ошибка РПЦ, уже сейчас видно, насколько они проиграли имиджево, и с каждым следующим шагом в этом направлении это будет бросаться в глаза еще больше», - отметил политолог.

Если закон о защите чувств верующих будет принят в размытых формулировках, он вполне может стать инструментом гонений на неверующих, а также поставит под вопрос всю атеистическую традицию в философии и литературе. Такое мнение высказал «Росбалту» первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин.

Все зависит от того, в каком виде будет принят этот законопроект, считает депутат. «Если речь идет об усилении наказания за какие-то конкретные действия, это одна ситуация. Если же в нем окажутся размытые формулировки, которые могут толковаться как угодно, то боюсь, что в конкретных российских условиях мы получим гонения на неверующих», - отметил Смолин.

По его словам, «под такой закон вполне может попасть ряд произведений классической русской литературы и публицистики, например, «Сказка о попе и работнике его Балде» Александра Пушкина, поэма Александра Блока «Двенадцать», поэма Владимира Маяковского «Облако в штанах».

Легко, по мнению Смолина, может подпасть под этот закон и известное письмо Виссариона Белинского к Николаю Гоголю, в котором Белинский утверждает, что в России много суеверий, но нет подлинной веры, что русский мужик не испытывает особого пиетета перед богом, поскольку «произносит имя божие, почесывая себе задницу», а об иконах говорит: «годится — молиться, не годится — горшки покрывать».

Кроме того, Смолин согласен с тем, что если Россия является светским государством, и права верующих и атеистов у нас равны, то нужно защищать не только чувства верующих, но и чувства неверующих.

По словам Смолина, даже ныне существующая статья УК о разжигании ненависти по религиозному признаку «может применяться очень произвольно».

«Если принимать закон о защите чувств верующих, то только в абсолютно четких формулировках», не позволяющих расширительного толкования, считает депутат. «В противном случае, у меня такое ощущение, что мы двигаемся сейчас даже не ко временам Петра I, а к допетровской эпохе», - сказал он.

По мнению Смолина, «в своем недавнем постановлении о защите чувств верующих Госдума заявила о том, что нам необходимо религиозное просвещение, но вообще-то, просвещение, как правило, было не религиозным, а часто антирелигиозным». Он напомнил, в связи с этим, что «периоды просвещенного абсолютизма в России при Петре I и Екатерине II как раз были связаны с политикой секуляризации, когда у монастырей отбирали землю, а колокола переливали на пушки».

В свою очередь депутат Госдумы Дмитрий Гудков заявил корреспонденту «Росбалта», что конфликты на религиозной почве происходят сейчас в России по вине власти, судей и прокуроров, «которые на ровном месте раскололи общество позорным делом «Pussy Riot». «То, что происходит сегодня вокруг церкви, происходит исключительно по вине власти. Церковь не должна вмешиваться в политику, агитировать за тех или иных кандидатов, компрометировать себя священниками, которые «рассекают» на дорогих автомобилях и бьют женщин. Вот в чем проблема», - говорит депутат.

Закон о защите чувств верующих, отметил Гудков, «нанесет удар по вере, по церкви и самому обществу, он приведет к тому, что тюрьмы будут заполнены, а храмы пусты. Его нельзя принимать ни в коем случае». Депутат напомнил, в этой связи, что ни он, ни его коллега по «Справедливой России» Валерий Зубов не поддержали заявление Госдумы о защите религиозных чувств граждан. «Власть манипулирует святыми чувствами и пытается извлекать из этого для себя какие-то дивиденды», - считает Гудков.

«Нужно бороться не с гражданами, которые, возможно, и совершают иногда какие-то хулиганские поступки, а создавать независимую судебную систему, проводить политические реформы, а не раскалывать общество, как это делается сейчас», - убежден он.

Александр Желенин