Posted 30 октября 2012,, 11:21

Published 30 октября 2012,, 11:21

Modified 30 января, 12:20

Updated 30 января, 12:20

Кто здесь оппозиция?

30 октября 2012, 11:21
Осуждение уличного протеста, о котором КПРФ и «Справедливую Россию», по версии политологов, попросили «сверху», далось этим партиям легко. Зюганов и Миронов потеряли надежду на то, что «белые ленты» принесут им новые политические дивиденды.

Состоявшиеся на днях пленум и конференция двух из трех партий официальной парламентской оппозиции — КПРФ и «Справедливой России», совпали не только по датам их проведения, но, во многом, еще и по темам, обсуждавшимся там, и по общей направленности.

Конечно, у каждой из этих партий свои проблемы, но удивительным образом весьма схожа была тональность, с которой их лидеры и активисты говорили о внесистемной оппозиции.

Так председатель Компартии Геннадий Зюганов заявил, что власть «и либеральная публика, которая пытается оседлать протест, на самом деле дирижируются из одного центра». Понятно из какого...

Подобное неприятие несистемной оппозиции по мнению политолога Алексея Макаркина объясняется тем, что, «для КПРФ несистемная оппозиция, скорее, конкурент. Они хотели бы сами возглавить протестное движение».

Собственно об этом самым недвусмысленным образом Зюганов и заявил на прошедшем партийном пленуме. «У нас должен быть более массовый, содержательный и креативный протест», - сказал он. И сразу же пояснил зачем: «Без него мы не защитим свои голоса».

Другой причиной отрицательного отношения официальных коммунистов к существующему протестному движению России Макаркин называет тот факт, что в этой партии «имеется достаточно серьезное неприятие ряда фигур этого движения».

«Они традиционно негативно относятся к члену бюро федерального совета «Солидарности» Борису Немцову, одному из лидеров «Другой России» Гарри Каспарову и некоторым другим. Единственная фигура из протестного движения, с которой они контактируют, это Сергей Удальцов, но и с ним отношения прохладные», - сказал Макаркин. При этом руководство КПРФ старается не слишком сильно раздражать Кремль, отметил политолог.

В «Справедливой России» ситуация несколько иная. Ее руководство оказалось в куда более сложной ситуации. Как известно, с одной стороны, сразу несколько представителей несистемной оппозиции, в том числе, «Левого фронта» Удальцова, оказались внутри «Справедливой России». С другой стороны, в думской фракции «эеров» произошел раскол – как известно, сразу восемь ее членов заявили фактически о выходе из «СР», или, как минимум, о неподчинении ее руководству и стали голосовать за проправительственные законопроекты. Вдобавок ко всему, о разрыве со «Справедливой Россией» заявили политические силы, выступившие в свое время ее соучредителями – партия «Родина» и «Партия пенсионеров».

Руководству «эсеров» приходится предпринимать экстренные меры по спасению партии, которые, однако, пока выглядят как конвульсии. Это касается, например, попытки идеологически размежеваться с Геннадием и Дмитрием Гудковыми и Ильей Пономаревым, которые, формально оставаясь в рядах системной парламентской оппозиции, вошли в число лидеров несистемного уличного протеста.

Впрочем, лишить эту троицу партийных мандатов на своей конференции «эсеры» так и не могли. Статус мероприятия не тот. Однако Сергей Миронов был вполне определенен в своих выражениях. «Если кто-то затрудняется сделать свой выбор, то наша партия обязана будет определиться, с кем ей по пути», - цитируют СМИ лидера «эсеров».

Размежевание системной оппозиции и уличного протеста объясняется тем, что лидеров парламентских партий об этом попросили «сверху», заявил корреспонденту «Росбалта» политолог Глеб Павловский.

По его словам, осуждение уличного протеста руководителям официальной оппозиции далось легко. Эксперт объясняет это тем, что попытки того же Сергея Миронова заигрывать с «белоленточным движением» не принесли ему особой популярности, и на президентских выборах в марте 2012 года он занял последнее место.

В свою очередь Геннадий Зюганов, назначив во время президентской избирательной кампании своим представителем координатора «Левого фронта» Сергея Удальцова, не получил от этого каких-то дивидендов и сейчас старается дистанцироваться от оппозиционера-радикала.

По словам Алексея Макаркина, политическая совместимость «эсеров» с протестным движением в принципе выше, чем у коммунистов, однако главным препятствием для их сближения являются отношения партии с Кремлем.

Политолог напомнил, что «эсеры», в отличие от КПРФ, никогда не претендовали на то, чтобы возглавить протест. Компартия, как было показано выше, на это претендует и, напомним, уже не первый раз в своей истории.

Вопрос в том, каким образом официальные коммунисты намерены это сделать. Рецепт, как выясняется, довольно старый. Называется он «обновление партийных рядов». Зюганов вполне прямо говорил об этом в своей речи на пленуме: работа с населением, агитация «наиболее толковых, успешных и грамотных граждан». «Без сочетания опытных партийных кадров, интеллектуально подготовленных сил и молодежи мы не справимся. Поэтому настаиваю на том, чтобы мы открыли поры для молодежи во всех наших структурах», - заявил Зюганов.

По нашим данным, серьезное обновление партийных рядов должно произойти на предстоящем в феврале 2013 года очередном съезде КПРФ.

По форме все вроде бы логично и правильно. Проблема только в том, кто придет в партию и что это будет за «обновление». Предсказать это не сложно. В крупную бюрократическую структуру толпами потянутся те, кого Ленин в свое время называл «карьеристами и проходимцами всех мастей». Как минимум, это люди не просто безыдейные, но вообще не имеющие никаких стремлений, кроме одного – желания улучшить свое материальное положение.

Если учесть, что и сейчас идейных коммунистов в КПРФ - кот наплакал, а те, что есть исповедуют идеи весьма далекие от пролетарского интернационализма, то с новым, «зюгановским», призывом их в этой партии вообще практически не останется.

То, что будет именно так, доказывает сам Зюганов, который заявил на пленуме о предстоящем скоро учредительном съезде «Всероссийского созидательного движения «Русский Лад»», стоящем на цивилизационной почве. Организатором и вдохновителем нового национально-цивилизационно ориентированного движения является сама КПРФ.

На пресс-конференции лидер Компартии заявил, что сегодня выдвигается лозунг: «Пролетарии и патриоты – объединяйтесь!» Лишь широкий союз государственно-патриотических народных сил может позволить нам изменить курс...»

То есть, КПРФ вновь, как во времена почившего в бозе Народно-патриотического союза 1990-х годов, рассчитывает на очередной «широкий» (как показала практика, лишь в замыслах) красно-коричневый блок.

Впрочем, обвинять КПРФ в этом бессмысленно. Ибо сама эта партия, по сути своей, давно выкрашена в эти цвета.

Зато гипотетический блок разных левых и коммунистических организаций в КПРФ даже не рассматривается. Когда член ЦК компартии Евгений Копышев заявил на пленуме о необходимости провести предстоящий съезд КПРФ вместе с другими левыми и коммунистическими организациями, Зюганов назвал своего однопартийца провокатором. Что в силу выше изложенного абсолютно естественно. Вот если бы Копышев предложил провести совместный съезд с патриотами – тогда другое дело.

Александр Желенин