Posted 4 апреля 2013,, 15:02

Published 4 апреля 2013,, 15:02

Modified 30 января, 14:44

Updated 30 января, 14:44

Пирамида лояльности

4 апреля 2013, 15:02
России нужна сильная президентская власть, а не парламентская республика, о которой не стоит мечтать еще лет тридцать. К таким выводам спустя год своего существования пришел Комитет гражданских инициатив, возглавляемый Алексеем Кудриным.

Комитет гражданских инициатив (КГИ) во главе с экс-министром финансов Алексеем Кудриным, возникший год назад на волне массовых акций гражданского протеста, к своему первому юбилею подготовил доклад с предложениями по реформированию политической системы России.

Этот документ по заказу КГИ был подготовлен и представлен на юбилейном заседании Комитета экспертами Центра политических технологий (ЦПТ).

Предваряя его, Алексей Кудрин вновь повторил мысль о том, что развитие гражданского общества в России опережает развитие власти.

Один из основных выводов и предложений ЦПТ по реформе политической системы состоит в том, что России сегодня все-таки необходима именно сильная президентская власть. Об этом, в частности, заявил в своем выступлении вице-президент ЦПТ Алексей Макаркин, представлявший на заседании КГИ свою часть доклада.

С одной стороны, он отметил, что России необходим «последовательный курс на деконцентрацию власти», а с другой, выступил за то, чтобы, в стране была «серьезная и сильная» власть главы государства.

По его словам, создание в России парламентской республики чревато «опасностью слабого, но очень амбициозного и конфликтного представительного органа, за которым последует очередное ужесточение, очередной авторитарный режим».

«При этом, - отметил эксперт, - президентская власть должна совмещаться с реальным разделением властей, должна быть президентской, но не суперпрезидентской. Должны быть независимые парламент, суды и другие значимые серьезные уважаемые институты общества. Президент, в первую очередь, должен обладать функцией арбитра для того, чтобы иметь возможность принуждать всех участников политического процесса к соблюдению законодательства».

Ту же мысль выразил во время своего общения с журналистами в перерыве заседания КГИ и Алексей Кудрин, сказавший, что к модели парламентской республики Россия может прийти в лучшем случае лет через тридцать.

В качестве других предложений по реформе политической системы страны Макаркин назвал необходимость введения избирательных блоков на парламентских выборах и отмену (либо радикальное смягчение) муниципальных фильтров на выборах губернаторов.

Кроме того он высказался за прямые выборы членов Совета Федерации и отметил «важность развития независимого профсоюзного движения».

По словам Макаркина, России необходима ответственная оппозиция, которая могла бы претендовать на власть. По его мнению, «такая ответственная оппозиция не может сформироваться политтехнологическими методами сверху, она может возникнуть лишь естественным образом на основе политической конкуренции».

Политолог Борис Макаренко обратил внимание на то, что если роль президента, как верховного арбитра в противостоянии разных кланов российской элиты, пока никем не оспаривается, то динамика его рейтинга при этом имеет негативный характер.

По словам Макаренко, за год рейтинг Владимира Путина потерял примерно 10 процентов. Вместе с тем, отметил эксперт, «для человека, находящегося 12 лет во власти, этот рейтинг все равно очень высок».

Однако, отмечает Макаренко, главная проблема Путина сейчас состоит в том, что «президент теряет имидж человека успешного и удачливого, эдакого Ивана-царевича, способного справится с любым Кощеем». Но без веры в его успешность, «обеспечить лояльность и сплоченность элит становится все труднее», - констатирует эксперт.

В то же время, сама правящая элита России не способна даже искать ответы на те стратегические вызовы, которые возникают сегодня перед страной, заявил Макаренко.

Подобную ситуацию он объясняет тем, что российская элита построена по принципу пирамиды.

«Если ты третий кирпичик в пятом ряду этой пирамиды власти, то стратегического видения проблем у тебя быть не может, ты взаимодействуешь лишь с соседними кирпичиками и подчиняешься тому, кто сверху», - говорит эксперт.

Подобная «пирамида лояльности», по его мнению, основана на ограничении конкуренции элит за власть и ресурсы, и не допускает внешних игроков.

«Общественные институты в такой системе очень слабы, потому что система связей элит носит клановый характер», - отметил политолог.

Александр Желенин