Posted 24 апреля 2013,, 14:02

Published 24 апреля 2013,, 14:02

Modified 30 января, 15:03

Updated 30 января, 15:03

В социологах заподозрили агентов?

24 апреля 2013, 14:02
«Наезд» прокуроров на «Левада-центр», одну из самых известных в России служб изучения общественного мнения, поверг в легкий шок даже привыкших к взвешенным комментариям экспертов.

Оппозиционная общественность, похоже, уже стала понемногу привыкать к массовым прокурорским и иным проверкам некоммерческих организаций, идущим который день по России. Этим проверкам подверглись практически все известные НКО. Руководителей некоторых из них, как, например, ассоциации «Голос», занимающейся мониторингом выборов, уже ждут в суде.

В среду стало известно, что прокуроры пообщались и с руководителем фонда «Индем» Георгием Сатаровым, опубликовавшим на днях результаты общественного расследования событий на Болотной площади, произошедших 6 мая 2012 года. Однако «наезд» прокуроров на «Левада-центр», одну из самых известных в России служб изучения общественного мнения, поверг в легкий шок даже привыкших к взвешенным комментариям экспертов.

По словам президента фонда «Центр политических технологий» Игоря Бунина, прокурорская проверка «Левада-центра» - это уже за гранью. Даже если предположить, что эта проверка проводится в рамках недавно принятого пресловутого закона «об агентах», то «доля иностранных заказов на социологические исследования в «Левада-центре» совершенно ничтожна и не превышает нескольких процентов от их общего числа», - отметил политолог. Бунин изложил корреспонденту «Росбалта» свои предположения о причинах происходящего. На его взгляд, не исключено, что проверка «Левада-центра» производится либо по заказу конкурентов, либо «это просто результат сверхрвения чиновников или ФСБ».

Меньше всего эксперт может себе представить, что причиной визита прокурорских работников в это НКО является его профессиональная деятельность. Социологические данные, приводимые «Левада-центром», дают «абсолютно объективную картину», считает Бунин. По его словам, между конкретными цифрами опросов, проводимых Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фондом «Общественное мнение» (ФОМ) и «Левада-центром» - различия минимальные, укладывающиеся в допустимую погрешность. Разночтения могут быть только в интерпретации этих цифр», - уверен эксперт.

Заместитель гендиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин сказал «Росбалту», что, по его мнению, смысл нынешних проверок НКО состоит в том, чтобы приструнить некоммерческий сектор России и поставить его под контроль. По его словам, ничем криминальным «Левада-центр» не занимается, это обычная работа социологической службы. «Мы видим свою задачу в том, чтобы давать объективную оценку происходящему вне зависимости от того - нравится ли это власти или нет», - подчеркнул Гражданкин.

Подобные проверки - хорошее средство заставить НКО действовать более аккуратно и не выходить в своей работе за определенные рамки, считает Гражданкин. Замдиректора «Левада-центра» также не исключает, что «возможно, мы попали под эти проверки, что называется, до кучи». По словам Гражданкина, «Левада-центр» не получает финансирования от государства или от каких-то других структур. Источником существования компании являются заказы от коммерческих и некоммерческих организаций на проведение социологических исследований, пояснил он.

Заместитель директора социологической компании «ЭкспертКом», бывший руководитель отдела организации исследований ВЦИОМ Василий Иванов, также как и Бунин, уверен, что профессиональная деятельность «Левада-центра» не может служить причиной прокурорской проверки. В принципе, Иванов не усматривает ничего предосудительного в ее проведении, однако считает, что «если хотят проверить социологические центры, то надо проверять всех, а не один «Левада-центр». Либо всех, либо никого». Он отметил, что позиция, когда начинают проверять кого-то более подозрительного, чем другие, сама по себе неправильная.

По мнению Иванова, профессиональная деятельность «Левада-центра» вряд ли может служить поводом для прокурорской проверки, поскольку эта служба «уже давно не является рупором оппозиции. Там могут звучать определенные комментарии, близкие оппозиции, но это комментарии на основе почти таких же цифр социологических исследований, что дают ВЦИОМ или ФОМ», уверен эксперт. «Цифры опросов всех крупнейших социологических служб России уже давно существенно не разнятся, потому что все эти службы в регионах опираются примерно на одну и ту же сеть», - подчеркнул Иванов.

Александр Желенин