Posted 20 мая 2013,, 21:00

Published 20 мая 2013,, 21:00

Modified 31 марта, 19:06

Updated 31 марта, 19:06

Младшие братья единороссов

20 мая 2013, 21:00
Оппозиции не стоит обольщаться - ее шансы на предстоящих региональных выборах минимальны, а вовсе не «весьма серьезны», как говорят некоторые эксперты. Максимум «непредсказуемого», что может произойти, это борьба между партиями-спойлерами.

В сентябре 2013 года, когда пройдет единый день выборов в региональные парламенты, на должности мэров и губернаторов вряд ли попадет большое количество оппозиционеров. Так называемых «несистемных» до участия в них просто не допустят, а «системные» оппоненты действующей власти сами отказываются от жесткой критики в ее адрес, говоря лишь о необходимости замены персоналий, а не о несовершенстве всего устройства страны в целом.

Ну а на случай, если они вдруг нарушат правила игры и попытаются играть в настоящую оппозицию, у власти есть наготове десяток партий-спойлеров – с названиями, похожими до полного смешения. Они-то и «растащат» протестный электорат на группки по полтора-два процента.

Напомним, 8 сентября 2013 года в Российской Федерации должны состояться выборы глав как минимум девяти регионов и выборы депутатов законодательных органов в 16 субъектах. В том числе, губернаторов в Московской области, Забайкальском и Хабаровском краях и заксобраний в том же Забайкальском крае, Владимирской и Ярославской областях.

Официальный старт предвыборной гонке Центризибрком может дать уже на следующей неделе.

Эти выборы, как предполагали эксперты по региональным избирательным кампаниям, должны были оказаться весьма тяжелыми для «Единой России». Многие из регионов, где проходят знаковые выборы, вроде Ярославской области или Забайкальского края, отличаются в последние годы весьма высоким уровнем протестного голосования. Показатели «партии власти» там очень невысоки.

Исходя из этой логики, единороссам, вроде бы, придется попотеть, чтобы не потерять большинство в региональных заксобраниях и получить исключительно лояльных губернаторов. Именно лояльных, потому что о «партийных» речь уже не идет: в том же Забайкальском крае партия должна поддерживать назначенного из Кремля «эсера» Константина Ильковского. Ну а в Смоленской области надо будет координировать работу с выходцем из ЛДПР Алексеем Островским.

И все это на фоне снижения рейтинга ЕР, который, по данным социологов из пока еще работающего «Левада-Центра», упал за последний месяц с 39% до 24%.

Однако в действительности у власти не все так плохо, как кажется со стороны. В реальности единороссы действуют практически в политическом вакууме, не имея конкурентов. Несмотря на массовые протесты годовой давности, доверие к оппозиционным партийным проектам только снизилось, парламентская оппозиция продемонстрировала свое полное банкротство, а партия «Справедливая Россия» и вовсе на грани исчезновения.

Кроме того, власти получили за последний год массу рычагов для воздействия на результат выборов.

В первую очередь, это облегчение регистрации политических партий. Благодаря новой системе, когда партию может создать практически каждый, в реестре Минюста зарегистрированным оказались многочисленные проекты-спойлеры, которые смогут, при необходимости, оттянуть значительное количество голосов у крупнейших «системных» оппозиционных проектов.

Так, для КПРФ Геннадия Зюганова это те же «Коммунисты России», «Патриоты России», входящие, вдобавок ко всему, еще и в «Общероссийский народный фронт», а также новая «Казачья партия Российской Федерации» (ее название тоже сокращается как КПРФ). Ну и и целый ряд других, еще менее заметных организаций, в чьем названии фигурирует «коммунизм» или у кого есть сходная аббревиатура.

Опыт избирательных кампаний 1990-х годов, к концу которых, кстати, избиратель уже имел некоторое представление о партиях-спойлерах, паразитирующих на крупных политических игроках, показывает, что с помощью таких технологий можно «откусить» чуть ли не 5-7%.

Еще сложнее может прийтись «Гражданской платформе». В выходные ее лидер, бизнесмен Михаил Прохоров, заявил о намерении лично баллотироваться в депутаты Мосгордумы только в следующем году, но зато обозначил масштабные претензии его партии на успех на предстоящих 8 сентября региональных выборах и даже не исключил выдвижения своих кандидатов в губернаторы Московской области.

В своих заявлениях, (отметим, абсолютно лоялистских), Прохоров говорит о том, что политическую систему в России менять нельзя, а надо менять персоналии, для чего якобы его партия и идет на выборы, выдвигая «новых» людей.

Однако эксперты в один голос замечают, что наблюдается активный приток в партию Прохорова представителей региональных элит, не нашедших себе по разным причинам места в «Единой России». То есть, налицо процесс построения «лоялистской», условно либеральной партии, которая могла бы придти на смену разваливающейся на глазах «Справедливой России», выступая в качестве «второй ноги» власти.

Делая заявления о хороших отношениях с Путиным и привлекая обиженную, но вполне лояльную «центру» региональную публику, Прохоров явно не может рассчитывать на широкую поддержку со стороны «протестного движения».

В этом случае, он оказывается полностью зависим от решения власти – даст ли она ему и его партии серьезные козыри, и позволит ли активно вести кампанию перед 8 сентября.

В крайней случае, «Гражданская платформа» окружена таким количеством все тех же «спойлеров» со словам «гражданский» в названии, что на выборах в заксобрания нетрудно будет помешать проходу «прохоровских» кандидатов в число региональных депутатов.

Таким образом, власть в реальности вполне контролирует подготовку к сентябрьским выборам. Остаются разве что «несистемные» оппозиционеры, но их, как показал пример партии Алексея Навального «Народный альянс», легко исключить из предвыборной гонки «старыми добрыми» методами, вроде приостановления регистрации на неопределенный срок по не вполне ясным причинам.

Так что оппозиции не стоит обольщаться. Ее шансы на предстоящих выборах минимальны, а вовсе не «весьма серьезны», как говорят некоторые эксперты по региональным выборам. Максимум, кое-где возможна пикировка единороссов с другими вполне лояльными существующей политической системе партиями, вроде той же прохоровской «Гражданской платформы».

Иван Преображенский