Posted 10 сентября 2013,, 20:02

Published 10 сентября 2013,, 20:02

Modified 31 марта, 17:22

Updated 31 марта, 17:22

Каток для системной оппозиции

10 сентября 2013, 20:02
Итоги выборов наглядно демонстрируют, что прежняя партийная система пущена на слом. Привычная тройка условных оппозиционеров, состоящая из КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР, может отправляться на заслуженный отдых.

Итоги единого дня голосования наглядно демонстрируют: прежняя партийная система пущена на слом. Привычная тройка условных оппозиционеров, состоящая из «Справедливой России», ЛДПР и КПРФ может отправляться на заслуженный отдых, хотя у коммунистов еще есть шанс остаться в политическом поле.

Алексей Навальный уже понял это и подал заявку на лидерство во всем оппозиционном движении в целом.

Выборы разного уровня (губернаторские, в областные законодательные собрания, мэров, глав поселений и муниципальных советов) проходили в 81 из 83 регионов страны. По сложившейся за время правления Владимира Путина традиции, победу в большинстве кампаний одержала «Единая Россия». Это повсеместно касается губернаторских выборов.

Не в счет должен был бы пойти Забайкальский край, где победил «эсер» - но он выиграл при поддержке партии власти в рамках заключенного между ними тактического союза.

Получили единороссы большинство и в региональных законодательных собраниях. Что касается выборов в крупных городах, то тут есть неожиданности, но они не связаны с традиционной системной оппозицией.

Например, в Красноярске на выборах в городское собрание победу фактически одержал известный еще в 1990-е годы «авторитетный» бизнесмен Анатолий Быков. Формальным прикрытием для него послужило местное отделение партии «Патриоты России». В Петрозаводске единоросса опередила ранее мало кому известная самовыдвиженка Галина Ширшина.

Разумеется, главными остаются столичные выборы, которые стоят особняком. Формально – это губернаторские выборы, поскольку Москва является отдельным субъектом федерации. С другой стороны, с учетом отсутствия в городе реального местного самоуправления, мэр воспринимается жителями как единственная реальная власть в столице.

Тут победа, по официальным данным, осталась за врио градоначальника Сергеем Собяниным. Правда, победил он с минимальным превышением 50% барьера. Не достигни он его, и был бы второй тур.

Соперником исполняющего обязанности мэра там оказался бы не представитель одной из «системных» партий, но Алексей Навальный, которого в прежние годы политологами принято было относить к оппозиции несистемной.

На прошедшем в понедельник вечером митинге Навальный, четко продемонстрировал, что отлично понимает, как изменилась ситуация, и намерен этим воспользоваться. «Мы будем сотрудничать», - сказал политик про оппозиционные системные партии. И тут же спросил у собравшихся, сколько набрали на выборах в Москве ЛДПР, «Справедливая Россия», «Яблоко» и КПРФ. Толпа радостно провыла мизерные проценты «системно» оппозиционных кандидатов.

И Навальный как бы поставил точку в истории старой системной оппозиции, сбросив ее с «корабля современности».

«Родилось настоящее политическое движение, которое может идти на выборы с конструктивной программой и готово побеждать на выборах», - заявил оппозиционер, указав, что его движение распространится по всей России и готово повести за собой старые партии.

Навальный очень точно угадал момент, когда можно попытаться стать не просто лидером всей несистемной оппозиции, но подать заявку на лидерство в оппозиционном стане в целом.

Результаты по Москве для «старых» партий – это разгром, и они сами это понимают, хоть знают также, что всерьез в выборах и не старались участвовать, чтобы не помешать успеху Сергея Собянина.

Лучше всех дела, традиционно, у коммунистов. Их кандидат Иван Мельников перешагнул 10%. Однако для КПРФ в Москве – это провал. Неудивительно, что сразу после завершения голосования в воскресение Мельников комментировал преимущественно опросы на выходе с избирательных участков, заявляя, что они не отражают реальную картину выборов. Весьма вероятно, что коммунисты могли рассчитывать на «перераспределение» голосов в случае, если бы мэрии потребовалось гарантировать победу Сергея Собянина в первом туре «административными методами». Однако кандидату от КПРФ ничего не перепало.

В итоге Мельникову осталось утверждать, что «Единая Россия» своего кандидата на этих выборах не выставляла, притворяясь, что он не считает самовыдвиженца Сергея Собянина единороссом, и на этом основании уверять, что лучше всех из парламентских партий «молотилку» московских выборов прошла КПРФ.

Уже в понедельник комментировать выборы они стали вместе с лидером партии Геннадием Зюгановым. Вместо ответа на вопрос о том, не умерла ли нынешняя партийная система, лидер коммунистов лишь посетовал на неудачные сроки выборов. «Мы им говорили», - жаловался он, имея ввиду, видимо, московские власти. «Получается, КПРФ виновато в низкой явке», - возмущался еще один коммунист Сергей Обухов. «Вы виноваты в том, что система делегитимизируется», - обвинял он единороссов, явно намекая на ответственность последних перед Кремлем.

Тем не менее, Иван Мельников, которому кремлевские политтехнологи прочили борьбу с Алексеем Навальным за второе место накануне голосования, действительно выглядит проигравшим. И ему с коллегами наверняка московские выборы хочется поскорее забыть.

Так же, как и лидеру «Справедливой России» Николаю Левичеву. Он с коллегами вообще предпочел больше указывать на Забайкальский край, где формальный ставленник «эсеров» Константин Ильковский при поддержке Кремля и даже «Единой России» (не выставившей своего кандидата) победил на губернаторских выборах.

Что касается московских выборов, где баллотировался сам Левичев (набравший наименьший результат – 2,79% по официальным данным), то их итоги «эсеры» в целом признали. По крайней мере, по принципиально важному вопросу – отсутствию нарушений в сам день голосования.

Теперь «эсерам» предстоит в октябре партийный съезд и он, наверняка, констатирует скоропостижную смерть партии. По крайней мере, весьма велика вероятность, что все оставшиеся еще там «живые» силы «Справедливую Россию» покинут, сбежав с тонущего корабля, ведомого Сергеем Мироновым и главным неудачником московских выборов Николаем Левичевым.

Партии «Яблоко» легче. Она достаточно давно пребывает в состоянии летаргического сна. Не удивительно, что о признании или непризнании результатов выборов не стал говорить и лидер «яблочников» Сергей Митрохин, также баллотировавшийся в мэры Москвы. Он лишь отказался признать их честными без каких-либо выводов. Правда, его коллеги в своих блогах утверждали, что речь явно идет о необходимости проведения второго тура, если судить по данным, которые они получают от своих наблюдателей и членов избирательных комиссий.

Тем не менее, в отличие от Навального, «яблочники» пересчета голосов не требуют и готовы стерпеть чудовищное поражение (около 3,5% по официальным данным при рейтингах около 7% накануне выборов).

Сергей Митрохин даже уточнил, что у него нет кандидата, которого он мог бы поддержать, если бы состоялся второй тур выборов. Иначе говоря, Алексею Навальному явно не приходится рассчитывать на поддержку «Яблоком» требований о пересчете голосов. Что, впрочем, неудивительно.

Приблизительно так же «яблочники» спокойно «слили» выборы 2003 года, по итогам которых они не добрали совсем немного до попадания в Госдуму, несмотря на то, что Владимир Путин якобы, как гласят легенды, успел позвонить Григорию Явлинскому и поздравить его с прохождением партии в парламент.

Спокойнее отнеслись к результатам голосования представители ЛДПР. Эта партия единственная сумела добиться права выставить на выборы не «тяжеловеса», а никому ранее не известного молодого депутата Михаила Дегтярева.

Это не лидер партии, как у «Яблока» или «Справедливой России». И даже не второй в ней человек, как Мельников в КПРФ, который мог бы претендовать в Москве на рейтинг хотя бы 15 процентов. Так что результат Дегтярева в 2,86% репутации партии урона не нанесет.

Поэтому Владимир Жириновский, объясняя скромный результат своего ставленника, даже не пытался выглядеть серьезным. «Я был сам на избирательном участке. Идут все пожилые, даже средний возраст - мало. И женский пол в основном, мужчин мало, а за ЛДПР больше голосуют мужчины. Но они озлоблены на жен, на работу, на все прошлое и предпочитают в качестве протеста (воздержаться от участия в выборах) - она пошла голосовать, а он назло не пойдет с ней вместе голосовать», - рассказывал лидер ЛДПР на пресс-конференции журналистам.

Тем не менее, всем понятно, что прошедшие выборы позволяют говорить о политической смерти большинства «старых» оппозиционных партий, за исключением, разве что, КПРФ. Хотя и коммунисты потерпели серьезное поражение. Рассказывать избирателям о том, как в администрации президента или в мэрии партийцев уговаривали «легитимизировать» выборы Собянина и выставить «серьезных» кандидатов в обмен на хорошие проценты, разумеется, никто не рискнет.

Никто, кроме низовых партийных активистов, не станет также возмущаться тем, что с некоторых кандидатов, возможно, «срисовали» часть голосов в пользу действующего градоначальника, чтобы упрочить его победу.

И не будут этого партийцы делать потому, что им важнее не мнение собственных избирателей и даже спонсоров, которые вряд ли порадовались низким результатам, но «рабочие» отношения с администрацией президента. Перестав быть реальными публичными политиками, начав спорить с «Единой Россией» о том, какие же из партий чиновники должны «высечь на конюшне» за низкую явку, эти деятели потеряли всякую поддержку в обществе.

Но главное, перестали понимать, что без избирателей и хотя бы малой поддержки от добровольных спонсоров, парламентские партии не нужны и Кремлю. Он с легкостью заменит их другими и будет весьма рад, если не придется «подкармливать» всякие там новые компартии или объединения с аббревиатурой КПСС, для того чтобы расколоть электорат коммунистов.

Ну а над некоторыми кладбищенскими холмиками на российской политической поляне никто даже не потрудится воздвигнуть приличного надгробия.

Так случится, скорее всего, с ЛДПР, лишившейся своего электората еще накануне прошлых выборов, и уж точно со «Справедливой Россией». В лучшем случае, от нее отколется немногочисленной еще здоровое «крыло» уже на предстоящем октябрьском съезде, а остальная бюрократическая машина канет в небытие.

В худшем же про партию, которая еще два года назад была главной оппозиционной политической силой, просто забудут. Ну а ЛДПР может постигнуть закономерный итог и из партии с Жириновским-лидером, она станет партией одного человека. Он и сохранит за собой кресло в Госдуме, избравшись в 2016 году по одномандатному округу. Остальные же члены «старейшей» российской партии разбегутся.

Иван Преображенский