Posted 28 ноября 2013,, 12:57

Published 28 ноября 2013,, 12:57

Modified 31 марта, 16:09

Updated 31 марта, 16:09

Депутаты пустили «дымовую ракету»

28 ноября 2013, 12:57
Предложение добавить в Конституцию России пункт об особой роли православия, по мнению экспертов, пример классической технологии власти по переносу информационной повестки дня с реально значимых вопросов на малосущественные.

Инициатива закрепить определяющую роль православия в Конституции России, с которой недавно выступили депутат Госдумы от «Справедливой России» Елена Мизулина и межфракционная группа депутатов, специализирующихся на защите христианских ценностей, вызвала достаточно бурную реакцию экспертов.

Напомним, что эта группа предложила указать в Конституции РФ, что православие является «основой национальной и культурной самобытности России».

По мнению политолога Глеба Павловского, эта инициатива юридически ничтожна. В беседе с корреспондентом «Росбалта» эксперт подчеркнул, что подобные идеи исключаются самим характером действующего российского Основного закона. «Построение теократического государства находится вне пределов Конституции», - уверен он

«У людей просто тараканы в голове, причем большие тараканы», - так Павловский оценивает появление этой инициативы. Эксперт считает, что идея закрепить определяющую роль православия в Конституции сродни предложению о государственном перевороте. По его мнению, будучи внесенным в Основной закон, такое положение просто взорвет страну.

При этом, как отметил политолог, ответом на инициативу усилить роль православия станет оживление идей халифата и джамаата на территории Российской Федерации.

Политолог Игорь Бунин также согласен с тем, что подобные идеи, да еще внесенные в Конституцию, вполне могут взорвать страну изнутри. Что касается заинтересованности власти в их педалировании, то, по его мнению, для власти интерес в озвучивании подобных инициатив состоит только в том, чтобы центрировать себя. Власть хочет продемонстрировать обществу, что она, по выражению Пушкина, «единственный европеец в стране», - сказал Бунин корреспонденту «Росбалта».

Что касается того, кому может быть выгодно вынесение на общественной обсуждение подобной инициативы, то эксперт не исключает, что в этом может быть заинтересована и Московская Патриархия, но там, по его словам, прекрасно понимают, что реализовать ее невозможно.

Игорь Бунин полагает, что российские парламентарии просто готовы бежать впереди паровоза, то есть, впереди исполнительной власти, предлагая узаконить самые невероятные идеи, лишь бы угодить ей. «Российский парламент стремится стать правоверней Папы Римского, выдвигая странные инициативы, даже до того, как из Кремля поступает соответствующий приказ», - сказал он.

По мнению политолога Евгения Минченко, нашумевшее предложение - пример классической технологии власти по переносу информационной повестки дня с реально значимых вопросов на малозначимые. Эксперт назвал подобные инициативы «дымовыми ракетами» и «симуляторами».

Минченко считает, что предложение внести в Конституцию особый статус православия «это вопрос, не имеющий реального содержания».

Как отметил в беседе с корреспондентом «Росбалта» публицист и религиовед Максим Шевченко, Кремль, и Московская Патриархия вряд ли могут стоять за нашумевшей инициативой.

При этом эксперт также отметил, что фиксация роли православия, как общегосударственной религии, в Конституции государства, объединяющего субъекты с разными религиозными традициями, противоречит самой идее демократической федерации. Максим Шевченко сказал, что, будучи православным, он относится к этой идее «с сомнением». По его словам, «православие не нуждается в такой защите».

Эксперт напомнил, что в действующем законе о свободе совести, не противоречащем Конституции, «православие, ислам, иудаизм, буддизм и разные направления христианства указаны в качестве традиционных религий, имеющих некий приоритет».

Внесение в Конституцию пункта о том, что православие является «основой национальной и культурной самобытности России», означает «подверстывание огромной демократической империи (в своем потенциале) под такое достаточно узкое этнически и конфессионально государство, в котором еще позволено жить другим народам», - отметил Шевченко.

В случае реализации этой идеи, эти самые народы просто не захотят жить в таком государстве, считает он. В связи с этим эксперт уверен, что это предложение не будет реализовано никогда.

Тем не менее, Шевченко вполне благосклонно относится к тому, чтобы фиксирование в законодательных актах особого места для одной-двух религий имело место на региональном уровне. В частности, он не видит ничего плохого в том, чтобы регионы с преимущественно русским населением могли бы указывать в этом качестве православие, а, например, Бурятия и Тува - буддизм, Татарстан - ислам и православие и так далее.

Александр Желенин