Posted 18 апреля 2014,, 14:30

Published 18 апреля 2014,, 14:30

Modified 31 марта, 13:59

Updated 31 марта, 13:59

Бунтарям – срок, блогерам – закон

18 апреля 2014, 14:30
Госдума фактически приравняла блогеров к журналистам, а организаторов массовых беспорядков - к убийцам. Власть готовилась дать отпор террористам, но теперь под ее «горячий удар» рискует попасть и без того затравленная оппозиция.

«Антитеррористический» пакет из трех законопроектов в пятницу во втором чтении был принят Госдумой при поддержке большинства депутатов. При доработке документов парламентарии предложили поправки, которые не имеют отношения к борьбе с терроризмом, но, по сути, призваны запугать и подавить и без того затравленную и малочисленную оппозицию.

Напомним, этот пакет законопроектов был подготовлен по следам терактов в Волгограде, прогремевших в самый канун минувшего Нового года. Депутаты решили ответить террористам не только ужесточением наказания за их преступления, но и расширением и без того внушительных полномочий сотрудников ФСБ, а также усилением контроля над осуществлением электронных платежей.

Про Интернет народные избранники тоже не забыли. Например, они обязали владельцев всех интернет-ресурсов, включая СМИ с их сайтами и форумами, хранить полгода всю информацию о пользователях и передавать ее по первому запросу в ФСБ.

Ко второму чтению эту норму, правда, уточнили. Как пояснил глава думского комитета по СМИ Алексей Митрофанов, теперь записывать надо будет только «факты соединения». «Хранить сам пользовательский контент не надо», - сказал он. От выполнения этого требования депутаты решили вовсе освободить операторов государственных и муниципальных информационных систем, операторов связи, а также простых граждан, которые завели страничку в Интернете «для личных, семейных и домашних нужд». Список таких нужд затем должно составить правительство.

Законопроекты претерпели и немало других важных изменений, но страх перед киевским Майданом заставил депутатов в итоге перенаправить острие своего копья с неуловимых террористов на не ушедшую пока в подполье российскую оппозицию. С подачи президентской администрации депутаты первым делом решили ужесточить наказание за организацию массовых беспорядков, за которые теперь судить будут так же строго, как и за убийство. Так, минимальный срок лишения свободы за это преступление составит 8 лет (сейчас - 4 года), а максимальный повышается до 15 лет.

Депутаты также решили ужесточить контроль за популярными блогерами в Интернете – теми у кого минимальная ежедневная аудитория превышает 3 тыс. человек. Им не придется регистрироваться в качестве СМИ - усилиями Роскомнадзора имена и адреса всех блогеров занесут в специальный реестр. Но, по сути, от простого журналиста блогер будет отличаться разве что отсутствием редакционного удостоверения. В остальном так же, как и работники СМИ, «писатели в Интернете» будут обязаны проверять публикуемую информацию, воздерживаться от нецензурной брани, не распространять сведения о частной жизни, соблюдать правила предвыборной агитации и т.д. В качестве «пряника» блогерам официально разрешили брать деньги за размещение рекламы.

Против такого ужесточения законодательства в Думе выступили лишь отдельные депутаты. Так, «эсер» Михаил Емельянов сказал, что по такой логике к журналистам надо приравнивать и «бабушек на лавочке у подъезда, через которых в день проходит как минимум 200 человек». Единоросс Роберт Шлегель и вовсе назвал поправку «сырой». По его словам, используемое в проекте определение блогера расходится с практикой, «неясно, что такое персональный сайт и вообще есть очень много других казусов».

На все эти возражения Митрофанов ответил, что депутаты предпринимают «только первый шаг к профессионализации и капитализации блогерской деятельности». Между тем, закон вступит в силу уже с 1 августа. Ясно, что на практике он будет применяться выборочно, а под удар попадут, прежде всего, те блогеры, которые вдруг решат поведать всему миру об очередной незадекларированной квартире депутата или выступят, например, с альтернативным мнением по Крыму. Хотя депутаты и обещают, что за суждения и оценки блогеров никто наказывать не будет.

Елена Земскова