Posted 23 апреля 2014,, 14:56

Published 23 апреля 2014,, 14:56

Modified 31 марта, 13:55

Updated 31 марта, 13:55

«Корочки» без полномочий

23 апреля 2014, 14:56
Госдума согласилась узаконить имитацию гражданской активности, выдав ее за общественный контроль. Этот прием раскусила думская оппозиция, которая усомнилась в независимости от власти будущих народных контролеров.

Президентский законопроект «Об общественном контроле» заручился в среду в первом чтении в Госдуме поддержкой всех фракций, кроме КПРФ. Положительное экспертное заключение на этот документ представила и Общественная палата. В кои-то веки депутаты даже разрешили выступить с думской трибуны одному из ее представителей Иосифу Дискину. Тот рассказал, что общественники с нетерпением ждали этого закона целых четыре года. Нахваливая его, Дискин с гордостью заявил, что «власть решила опереться на гражданское общество вопреки инсинуациям оппозиции».

Выступившие в поддержку законопроекта депутаты также заверили, что его принятие повысит эффективность и открытость власти, приблизив ее к народу, и даже станет противоядием от коррупции. «Это горчичник для коррупционера», - так оценил президентскую инициативу «эсер» Олег Нилов.

Впрочем, предлагаемый закон обещает не успокоить, а, наоборот, лишь раззадорить и без того вечно недовольную российскую оппозицию. Один же из главных поводов для критики дают нормы проекта, очерчивающие круг так называемых субъектов будущего общественного контроля, а также сферы, в которые общественникам разрешат совать свой любопытный нос. По большому счету, власти решили не изобретать велосипед, а слегка добавить веса уже действующим общественным палатам и общественным советам при разных органах власти. Однако их представители не смогут воспользоваться новыми правами при контроле за такими сферами, как оборона и безопасность страны, работа правоохранительных органов, а также детдомов, психбольниц, не говоря уже о контроле за выборами.

Полпред президента в Госдуме Гарри Минх пояснил, что такие ограничения не означают, что перечисленные направления вовсе выпадают из-под общественного контроля. Но именно в таких случаях общественные контролеры не смогут, например, устроить общественную экспертизу и проверку или, например, подать иск в суд в защиту пострадавших. К слову, сама экспертиза или проверка может быть начата, согласно проекту, по инициативе не самих общественников, а уполномоченных по защите прав человека или Общественной палаты.

Не поддержавшие законопроект коммунисты заявили, что к контролю по новым правилам будут привлекать разве что «ручных» общественников и организации, приближенных к власти. Так, депутат Госдумы от КПРФ Николай Коломейцев напомнил, что в составе нынешних общественных советов и палат часто оказываются люди, которым не нашлось места в органах власти. «Никогда в такие советы не попадет человек, который имеет особое мнение и может его высказать. Поэтому такие организации не могут отражать мнение общественности. Мы просто порождаем еще одних людей с «корочками», которые будут пыжиться и тужиться, изображая из себя народных контролеров», - сказал депутат.

Отчасти его поддержал и глава думского комитета по делам общественных организаций Ярослав Нилов, который признал, что в нынешних общественных палатах и советах часто работают для «галочки» и «покрывательства» бывшие чиновники или силовики.

На отсутствие реального механизма воздействия граждан на представителей власти указали и другие депутаты. Один из них даже предложил для исправления ситуации разрешить гражданам проводить общественные расследования. Но Минх заявил, что среди россиян слишком много тех, кто «желает примерить на себя форму сыщика».

А потому желающим поиграть в следователей будет предложено ограничиться, по большому счету, написанием запросов в органы и получением отписок. Единственное, теперь общественные контролеры могут писать итоговые отчеты на основании своих проверок и экспертиз, власти же будут обязаны дать на них ответ в течение 30 дней, а иногда и незамедлительно. Впрочем, всерьез учитывать высказанные на этих рулонах бумаги замечания чиновники, как и сейчас, будут не обязаны.

В этом плане новый закон сохраняет старую формулировку, по которой представители власти должны лишь учитывать мнение граждан при принятии тех или иных решений. Что это означает на практике, знает каждый, кто хотя бы раз в жизни принимал участие в общественных слушаниях, например, по вопросам строительства, которое часто вызывает возражения со стороны граждан.

Закон также содержит «удавку» для особо активных граждан, которые решат выступить в защиту общественных интересов вопреки позиции власти. Если такие все-таки найдутся, их легко можно остановить, воспользовавшись новой нормой о недопустимости «необоснованного вмешательства» в деятельность органов власти. Отстранить от участия в контроле можно будет и по признаку «конфликта интересов». Судя по проекту, под этот критерий легко можно подогнать, например, жителя района, который будучи членом местной общественной палаты, решил выступить против строительства на своей улице сауны вместо детского сада.

Елена Земскова