Posted 25 апреля 2014,, 14:12

Published 25 апреля 2014,, 14:12

Modified 31 марта, 13:52

Updated 31 марта, 13:52

Выборы как праздник бюрократа

25 апреля 2014, 14:12
Госдума определила правила игры на региональных и муниципальных выборах, серьезно осложнив доступ к ним партий-новичков. Впрочем, и без этого у оппозиции на предстоящих осенью выборах было немного шансов.

Госдума определила правила игры на региональных и муниципальных выборах, серьезно осложнив доступ к ним партий-новичков. Впрочем, и без «фильтров» у оппозиции мало шансов обзавестись депутатскими «корочками» по итогам предстоящих осенних выборов.

Законопроект о партийном «фильтре» на региональных и муниципальных выборах прошел в пятницу в Госдуме третье, заключительное чтение. При его доработке депутаты ужесточили условия допуска к избирательной кампании партиям-новичкам, которые не располагают своим представительством в Госдуме, региональных заксобраниях или муниципалитетах, а также не сумели заручиться по итогам предыдущих выборов поддержкой хотя бы 3% избирателей на федеральных или региональных выборах или 0,5% - на муниципальных.

Для регистрации на выборах таким партиям придется собирать подписи избирателей - не менее 0,5% для партсписка и не менее 3% для одномандатников. На льготное участие смогут, таким образом, рассчитывать только нынешние парламентские партии, а также «Яблоко».

При этом в Госдуме решили нанести упреждающий удар по несистемной оппозиции, раструбившей о своих планах пойти на выборы неформальными альянсами. Например, единый список кандидатов по одномандатным округам на осенних выборах в Мосгордуму собирались подготовить в РПР-ПАРНАС, один из лидеров которой Борис Немцов ранее был избран депутатом Ярославской думы. Теперь кандидатам от этой партии самим придется обивать пороги избирателей в надежде собрать необходимые для регистрации подписи. Как следует из поправок, во внимание будут приниматься предыдущие результаты выступления партий на выборах не в любом регионе, а лишь в том, где проводятся выборы.

Вслед за региональными, на Охотном ряду решили усложнить допуск партий и к участию в муниципальных выборах, которые и так после новой реформы будут возможны только на уровне поселений. Судя по закону, участвовать в них без сбора подписей смогут только партии, располагающие хотя бы одним депутатом в муниципальных советах.

Новичков решили довести до изнеможения не только муторным сбором подписей, которые потом любой избирком может в два счета признать недействительными. Предстоящие осенние выборы обещают оказаться также самыми забюрократизированными в истории страны. При доработке закона депутаты сдобрили его десятком новых норм, которые подробно расписывают требования к документам от кандидатов и партий, подразделяя их на обязательные, рекомендательные, необязательные и т.д.

Другими словами, власти делают все, чтобы у граждан не возникало даже желания пробовать свои силы на выборах осенью. Вместо этого лучше купить путевку и отправиться на заморский курорт - благо, выезд из страны пока еще закрыт не всем.

Впрочем, даже если партии-новички не испугаются бюрократического «ада» и получат регистрацию на выборах, шансы на преодоление избирательного барьера у них невелики. Речь, прежде всего, идет о тех партиях и лидерах, что появились на волне протестных акций в Москве в 2011-2012 годах. Большинство из них власти уже сумели нейтрализовать, не дожидаясь выборов.

Например, под домашним арестом сидят Сергей Удальцов и Алексей Навальный, которые только и успевают, что отбиваться от бесконечных судебных исков. Остальные не рискнут выйти с акциями протеста на улицу под угрозой сесть потом в тюрьму на 15 лет за организацию массовых беспорядков. Уличная активность и так уже давно переместилась в Интернет, но и здесь для популярных оппозиционных блогеров приготовлена мощная «удавка» - с 1 августа они будут вынуждены фактически работать по правилам СМИ.

Несистемная оппозиция, по сути, лишается публичной площадки, перестали поступать и предложения о финансовой поддержке. Но, самое главное то, что от такой оппозиции отвернулись потенциальные сторонники, которые расценили как «антироссийскую» ее позицию по Украине.

Елена Земскова