Posted 6 июня 2014,, 07:30

Published 6 июня 2014,, 07:30

Modified 31 марта, 13:13

Updated 31 марта, 13:13

Высокий рейтинг толкает на выборы

6 июня 2014, 07:30
Число глав регионов России, сложивших свои обязанности с целью переизбраться в сентябре, дошло до трех десятков. Эксперты объясняют это желанием разнести по времени федеральные и местные кампании, а также удачно сложившейся конъюнктурой.

Отставка губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко довела число добровольно сложивших свои обязанности глав регионов России до 30. Таким образом, в сентябре нас ожидают еще и массовые губернаторские выборы. «Росбалт» попросил экспертов ответить на вопрос, в чем причины того, что власть решила провести досрочные выборы глав многих регионов именно в этом году, и насколько реальной будет конкуренция в этих кампаниях.

Политолог Дмитрий Орешкин считает, что власть заинтересована в досрочных губернаторских выборах потому, что не хочет, чтобы они совпали с предстоящими в 2016 году парламентскими, а в 2018 году президентскими выборами.

Кроме того, по его мнению, в Кремле далеко не уверены в том, что все действующие главы регионов достаточно популярны. В связи с этим там опасаются, что, в случае одновременного проведения выборов главы региона, думских или президента, жители того или иного региона, «раздраженные на своего губернатора», проголосуют не только против него, но и против федеральной власти.

Еще одной причиной разведения по времени губернаторских и федеральных избирательных кампаний эксперт считает то, что можно описать фразой «своя рубашка ближе к телу». Иными словами, если эти кампании будут совпадать, то губернатор неизбежно будет больше внимания уделять своей и может упустить контроль над федеральными выборами, говорит Орешкин.

По мнению политолога Алексея Макаркина, досрочные губернаторские выборы нужны федеральной власти для того, чтобы к думской кампании 2016 года губернаторы получили дополнительную легитимность. Эксперт считает, что кремлевские стратеги хотели бы, чтобы к парламентским выборам 2016 года региональные руководители «утвердились не просто как назначенцы, но и прошли через электоральную кампанию».

Макаркин также полагает, что в администрации президента губернаторские и думские выборы развели по времени, чтобы не смешивать их. «Если у тебя две кампании одновременно, то, конечно, особый интерес ты проявляешь к той, что касается тебя лично», - сказал он.

Кроме того, центральная власть стремится провести выборы именно сейчас и по экономическим причинам, «пока ситуация в стране более-менее стабильная и какого-то обвала не произошло», - полагает политолог.

Не последнюю роль, отмечает Макаркин, играет и крымский фактор, который резко поднял рейтинг президента и правящей партии. Проводить выборы губернаторов на фоне патриотического подъема и высокого рейтинга власти выгодно, считает эксперт.

С Макаркиным в этом согласен и его коллега Игорь Бунин. «Рейтинг Владимира Путина на фоне присоединения Крыма сейчас заоблачный - 86%. Он подтянул вверх и рейтинги других федеральных органов и политиков, например, премьера, «Единой России» и власти вообще. На этом фоне решили избрать всех, кого можно», - говорит Бунин.

Что касается конкурентности предстоящих выборов, то Макаркин полагает, что она будет слабой. «Федеральный центр уже определился со своими кандидатами и будет крайне негативно относиться к тем, кто захочет выдвинуть свою кандидатуру против них», - считает политолог.

Как показал опыт, у нас есть определенная свобода на муниципальном уровне, но на региональном власть не заинтересована во внутриэлитной конкуренции, отмечает эксперт. По его мнению, уже выработаны определенные механизмы, которые смогут отвадить потенциальных конкурентов партии власти от борьбы на губернаторских выборах. В частности, одним из таких механизмов может стать предложение занять кресло в Совете Федерации, сказал политолог.

Дмитрий Орешкин также сомневается в высокой конкуренции на этих выборах. Эксперт уверен, что любой из возможных кандидатов, который «может помешать «правильному» кандидату в губернаторы, будет отсеян еще на стадии выдвижения» - либо с помощью «муниципального фильтра», либо на уровне законодательного собрания региона.

В то же время Орешкин не исключил на этих выборах межэлитного столкновения интересов и соответствующих интриг. Он считает, что если какие-то высокопоставленные силы захотят оттеснить главного кандидата и выдвинуть своего, то, в этом случае, они «могут пропустить на выборы какого-то серьезного конкурента».

Бунин также не исключает, что в некоторых регионах России выборы губернаторов будут вполне «боевыми». Конкурентность, на них, полагает он, будет зависеть от региона.

В тех краях и областях, где есть конфликт интересов разных элитных групп, выборы будут достаточно альтернативными, говорит Бунин.

В частности, он предвидит достаточно острую конкуренцию в Кировской области, где в кандидаты выдвигается не являющийся членом правящей «Единой России» Никита Белых. «Там может быть саботаж элиты», - прогнозирует Бунин. Эксперт также не исключил подобного сценария и в отношении исполняющего обязанности губернатора Орловской области Вадима Потомского, представляющего КПРФ. По мнению Бунина, Потомский на выборах будет иметь лишь формальную поддержку со стороны «ЕР» и только частичную — со стороны КПРФ.

Кроме того, политолог считает, что «саботаж возможен и в тех регионах, где к власти пришли «варяги», в частности, в Красноярском крае. В общем, некое подобие интриги, по мнению эксперта, вполне возможно.

Александр Желенин