Posted 23 июня 2014,, 14:35

Published 23 июня 2014,, 14:35

Modified 31 марта, 12:59

Updated 31 марта, 12:59

Анатомия слухов: Шалтай-Болтай и другие сказки

23 июня 2014, 14:35
Главными ньюсмейкерами последней недели стали неизвестные хакеры, Владимир Путин и украинские власти. При этом мало кто заметил ту остроту, которую начала приобретать подготовка к сентябрьским выборам.

Несмотря на слухи о том, что Россия все же решит ввести на Украину официальный миротворческий контингент прямо накануне годовщины нападения нацистской Германии на СССР, то есть, 22 июня, в столичной журналистской тусовке самой обсуждаемой темой стал блог под условным названием «Шалтай-Болтай». Он появился в сети еще перед Новым годом, но особенно заметным стал в последние недели.

Авторы этого «сливного бачка» начали 31 декабря с того, что опубликовали текст новогоднего выступления Владимира Путина еще перед тем, как оно вышло в эфир. Затем на страничках «болтая» появлялись малозначимые (но с интригующим грифом «для служебного пользования») документы, посвященные присоединению Крыма к России. Например, сценарий митинга на Васильевском спуске. Теперь же авторы анонимного ресурса сообщили, что им надоело доказывать журналистам, что они не работают под контролем одной из кремлевских башен, и выложили несколько «аналитических записок», поступающих в президентскую администрацию и якобы попадающих «на самый верх».

В итоге последняя неделя стала звездным часом «Шалтая-Болтая». Несмотря на предложения отдельных журналистов не использовать такие публикации в качестве источника новостей, одна за другой пошли статьи со ссылкой на персонажа британского детского стишка, известного россиянам по книге Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье».

Ссылки на «Шалтая-Болтая» множились как грибы после дождя, и доползли даже до зарубежной прессы. Наблюдатели, внимательно следившие за обновлениями блога, гадали, кто является автором последних «аналитических записок», в которых было немало орфографических и даже несколько фактических ошибок. В качестве гипотезы назывался Центр политической информации Алексея Мухина, хотя выдвигались и другие версии. Журналисты спорили о том, можно ли ссылаться на такую непроверенную информацию в статьях. А попутно в анонимных чатах брали интервью у людей, представлявшихся создателями этого «сливного бачка».

В то же время, как, вероятно, и надеялись авторы «Шалтая-Болтая», вопрос мотивации его модераторов и поставщиков информации плавно ушел на второй план. А зря, потому что это, разумеется, и есть самое интересное. Подобные источники информации традиционно создаются не случайно, а под какой-то конкретный проект, для того, чтобы, заработав необходимый уровень доверия, в нужный момент вбросить очевидно лживую и провокационную информацию. И вопрос, собственно, в том, что это за момент и кого готовится «разоблачать» этот «Шалтай-Болтай».

Кстати, интересно отметить, что параллельно с раскруткой «анонимного блога» в СМИ массово стали появляться материалы, рассказывающие о подробностях подготовки присоединения Крыма к России. Значительная часть этих материалов была классическими журналистскими расследованиями, но некоторые больше напоминали пропагандистские материалы – они не содержали в себе ни элементов расследования, ни фактов, а основывались на сомнительной, столь же анонимной, как и источники «Шалтая-Болтая», информации. В итоге пошли слухи, что речь идет о кампании по сокрытию от прессы и общественного мнения как самих участников, так и реальных подробностей подготовки к присоединению Крыма.

Собственно, ровно так обстоит сегодня дело и с подготовкой к осенним губернаторским выборам. Переизбраться заново (или получить пост впервые) должны больше тридцати региональных начальников. Во многих регионах, где действующие руководители обладают невысокими рейтингами, или там, где есть серьезная региональная оппозиция Кремлю, необходимо лавировать, чтобы достичь нужного результата.

Ходят, например, слухи, что в Башкирии действующий и.о. главы республики Рустэм Хамитов, имеющий невысокий уровень поддержки населения, может получить серьезного противника. Дело в том, что клан башкирского экс-президента Муртазы Рахимова (и его сына Урала) пытается согласовать в Кремле другого кандидата — бывшего премьер-министра Раиля Сарбаева.

Это очень сложный клубок противоречий, в который вплетаются также интересы высокопоставленного кремлевского чиновника Радия Хабирова, который когда-то возглавлял администрацию Рахимова, а потом вынужден был уехать в Москву после того как против него в республике было инспирировано несколько расследований.

Собственно, уголовные дела возбуждались в Башкирии на разных этапах против всех заметных участников политической гонки - тот же Сарбаев не исключение. Однако сейчас все они формально закрыты. Хотя ходят слухи, что в администрации Хамитова рассматривают вариант «расконсервации» некоторых из них. Под альтернативного кандидата, как говорят в политтехнологической тусовке, уже создан даже штаб, однако согласия Кремля еще нет.

Как нет его и у бывшего единоросса Ивана Мосякина в Орловской области, где местная региональная элита пока отказывается принимать «варяга» - коммуниста Вадима Потомского. Мосякин уже пытался выдвинуть свою кандидатуру на пост губернатора от партии «Патриоты России». Региональное отделение его даже утвердило. Однако затем федеральное руководство отменило это решение.

Столь же жестко, как говорят источники, близкие к администрации президента, Москва намерена действовать и в отношении Калмыкии, где сильна оппозиция действующему руководителю Алексею Орлову.

Еще сложнее в Петербурге, где есть не только оппозиция действующему руководителю Георгию Полтавченко, но и однозначный ее лидер — депутат Госдумы от «Справедливой России» Оксана Дмитриева.

Однако в Кремле отчетливо дают понять, что не хотят, чтобы даже спорные его решения мог ставить под сомнения региональный правящий класс. Могут быть, правда, и исключения. К ним относится Астраханская область. Местный руководитель Александр Жилкин добился в Москве права переизбраться. Однако у него есть сильный оппонент — член «Справедливой России» Олег Шеин, у которого, как считает он и его сторонники, была ранее украдена победа на выборах мэра Астрахани.

Ходят слухи, что «эсер» уже провел необходимые встречи в Кремле. И подтверждением тому может служить заявление секретаря генсовета «Единой России» о том, что партия поможет Шеину собрать подписи местных депутатов, которые необходимы для выдвижения (в Астраханской области действует муниципальный фильтр).

При этом поговаривают, что против Жилкина играет его бывший патрон — первый замглавы президентской администрации Вячеслав Володин, которого ранее многое связывало с «астраханским кланом» политиков, то есть, собственно с Жилкиным и его предшественником Сергеем Боженовым. Последний, напомним, был губернатором Волгоградской области, но этой весной ушел в отставку под давлением Кремля. При этом участвовать в выборах волгоградского руководителя как кандидат от партии власти будет видный деятель Общероссийского народного фронта Андрей Бочаров. Говорят, что компромат на Жилкина и Боженова якобы пытались использовать и против Володина, так что он оказался сам заинтересован в устранении своих бывших протеже.

В целом же, как утверждают политтехнологи, хорошо знакомые с позицией управления внутренней политики президентской администрации, фактически там запущен план «прикрытия» самых скандальных выборов. Схема похожа на кампанию прошлого года, когда самыми «звучащими» в прессе были кампании в Москве и Екатеринбурге. Причем поговаривали, что власть использует Евгения Ройзмана (победившего в итоге в Екатеринбурге), чтобы «оттенить» московские выборы и поражение Алексея Навального.

Выигрыш сибирского оппозиционера должен был продемонстрировать высокую степень свободы и демократичности российских выборов. Так же будет и на этот раз. Журналистов подспудно «науськивают» на Шеина и Астрахань с тем, чтобы пресса поменьше писала о Башкирии, Орловской области, Калмыкии и других проблемных регионах. В них на региональном уровне нет элитного консенсуса, но там власть намерена жестко «продавить» свое решение об избрании кандидатов, утвержденных в Москве.

Иван Преображенский