Posted 14 июля 2014,, 14:16

Published 14 июля 2014,, 14:16

Modified 30 января, 23:00

Updated 30 января, 23:00

Опрос вместо голосования

14 июля 2014, 14:16
Губернаторские выборы в России окончательно дискредитированы. Какая-то интрига сохраняется лишь при избрании заксобраний. А вот глав регионов отныне можно определять простым опросом населения - все равно у оппозиции нет шансов.

Губернаторские выборы в России окончательно дискредитированы. При подготовке к сентябрьскому единому дню голосования интрига сохраняется лишь при избрании Мосгордумы и других региональных заксобраний. А вот глав регионов отныне можно определять простым опросом населения, все равно у оппозиции нет шансов зарегистрироваться. К такому ироническому выводу пришли участники московского Политклуба «Росбалта», собравшиеся для того, чтобы обсудить ход текущих избирательных кампаний.

Сразу в нескольких регионах губернаторские выборы, по сути, уже досрочно завершились. То есть, голосование еще не прошло, но результат уже известен. Связано это с тем, что потенциально сильные кандидаты, оппозиционные действующему руководителю, но вполне лояльные Кремлю, не смогли дойти даже до этапа официальной регистрации.

Так было, например, в Брянской области, где с выборов «слетел» Иван Мосякин, представитель элитных слоев, недовольных деятельностью и.о. губернатора региона коммуниста Вадима Потомского. Как отметил политолог Константин Калачев, сделано это было через партию «Патриоты России», от которой выдвигался оппозиционный Потомскому, но лояльный Кремлю кандидат.

По словам Калачева, именно системные партии стали на этих выборах ключевым инструментом для отсева потенциально сильных оппонентов тех руководителей, которых поддерживает Москва. История Мосякина повторилась в Башкирии, где в выборах не сможет участвовать Раиль Сарбаев, которого выдвигала партия «Гражданская сила», пересмотревшая в итоге свое решение на экстренном съезде. В Оренбургской области кандидат (и депутат Госдумы) от ЛДПР Сергей Катасонов, который добился статуса единого представителя оппозиции, был снят своими же однопартийцами. А попутно стал фигурантом уголовного расследования, которое теперь, как считают эксперты, уже не прекратится.

В свою очередь, в республике Алтай экс-министр топлива и энергетики РФ Виктор Калюжный выдвигался последовательно от двух партий, но в итоге был снят за то, что якобы по-прежнему является членом «Единой России». Наконец, как напомнил Калачев, в Волгоградской области сам, «по состоянию здоровья», снялся с выборов депутат Госдумы от КПРФ Николай Паршин. Он так же, как и Катасонов, стал фигурантом уголовного дела, и коллеги по Госдуме уже сняли с него, по просьбе прокуратуры, депутатскую неприкосновенность.

Из заметных персон остается разве что Оксана Дмитриева — единственный сильный кандидат от «Справедливой России» на губернаторских выборах, которые в сентябре пройдут более чем в 30 регионах страны. При этом политконсультант Петр Милосердов полагает, что эта компания также необязательно является именно борьбой за победу. В свою очередь Константин Калачев отмечает, что в Санкт-Петербурге сложная система элитных конфликтов и связей, и борьба вполне может идти за «делегитимизацию» действующего и.о. губернатора Георгия Полтавченко.

Что же касается еще одной потенциально альтернативной избирательно кампании, а именно выборов главы Астраханской области, где действующему руководителю Александру Жилкину противостоит «эсер» Олег Шеин, то там, по словам Калачева, рейтинг оппозиционера не позволяет ему рассчитывать на победу. Именно поэтому, полагает эксперт, единороссы и предложили помочь члену «Справедливой России» со сбором подписей муниципальных депутатов, необходимых для регистрации.

Кстати, эта помощь наверняка имеет целью «реабилитировать» муниципальный фильтр, который дискредитировал себя еще в прошлом году во время предыдущих региональных выборов. Однако политолог Александр Кынев отмечает, что муниципальный фильтр по-прежнему остается инструментом для сдерживания оппозиционных кандидатов. «Просто скандалы вокруг снятия оппонентов при помощи партий оказались более громкими», - пояснил эксперт.

В ряде регионов, по его словам, местные руководители по-прежнему централизовано принуждали муниципальных депутатов отдать свои подписи именно за них. Кроме того, применяется технология, в рамках которой оппозиционеру дают получить подписи некоторых муниципалов, которые ранее уже подписались за провластного кандидата. В итоге, после сдачи документов в избирком, следует снятие главного оппонента действующего руководителя.

Что касается системных партий, то они явно утратили стремление к реальному участию в выборах, констатирует Кынев. Он отмечает, в частности, что кроме Оксаны Дмитриевой они не выдвинули ни одного сильного кандидата в регионах. Похожим образом поступают также коммунисты и ЛДПР. Даже на выборах в Мосгордуму количество оппозиционных кандидатов минимально.

По словам координатора предвыборной коалиции «За Москву» Дениса Билунова, его объединение рассчитывает на участие в выборах от 4 до 6 своих кандидатов, в зависимости от того зарегистрируют ли собиравших подписи избирателей кандидатов Марию Гайдар и Ольгу Романову. В целом же коалиция «За Москву» намерена попытаться сформировать список из 45 фамилий, куда попадут все кандидаты в депутаты Мосгордумы, которых они рекомендуют поддержать. Это могут быть и представители «Яблока», и некоторые коммунисты, как например, Андрей Клычков, и даже представители «партии администрации», как ее называет Александр Кынев, то есть, списка, поддерживаемого московской мэрией, который на нынешних выборах окончательно утратил партийную окраску.

Однако на большие успехи в Москве оппозиции рассчитывать, похоже, не приходится, соглашается большинство участников Политклуба. Ситуация, разумеется, не имеет ничего общего с губернаторскими выборами, потому что в Москве главной проблемой для оппозиционеров стали не системные партии или муниципальный фильтр, а необходимость собрать подписи 3% от числа избирателей своего округа, то есть, около 5000 автографов.

Так что на нынешних выборах сенсаций ожидать не стоит. Как посетовал Константин Калачев, на уровне регионов, возможно, правильнее было бы вообще отказаться от выборов губернаторов, поскольку все равно речь не идет о привычной процедуре борьбы за власть. Скорее, их можно назвать выборами «референдумного типа». Это как бы голосование о доверии действующему главе региона.

В свою очередь Петр Милосердов в шутку предложил вовсе заменить все голосования «опросами населения», поскольку такую форму избрания предусматривает в исключительных случаях российское муниципальное голосование.

В целом же все эксперты признают — институт выборов губернаторов, а с ним и институт политических партий предельно дискредитирован в глазах избирателей, об их мнении просто забыли. Так что рекорд самой низкой явки на губернаторских выборах (28% во Владимирской области), по словам Александра Кынева в 2014 году наверняка может быть побит. И сама федеральная власть от этого вряд ли выиграет, ведь она перестанет хотя бы в такой форме получать какие-либо сигналы о реальной ситуации на местах.

Иван Преображенский