Posted 22 июля 2014,, 12:05

Published 22 июля 2014,, 12:05

Modified 30 января, 23:08

Updated 30 января, 23:08

Без денег и политики – больше не агент

22 июля 2014, 12:05
Минюст завершает общественное обсуждение поправок к закону об НКО. Им приготовили не только «кнут», но и «пряник» - исключение из списка «иностранных агентов», если они откажутся от иностранных денег или прекратят лезть в политику.

Минюст завершит на этой неделе общественное обсуждение поправок к закону об НКО-«иностранных агентах». Чиновники приготовили для организаций не только «кнут», но и «пряник». «Агентов» обещают исключать из позорного списка, если они откажутся от иностранных денег или прекратят лезть в политику.

Общественное обсуждение поправок к закону об некоммерческих организациях (НКО), подготовленных Минюстом, должно завершиться 24 июля. После этого законопроекту предстоит пройти обсуждение в правительстве, и, как ожидается, уже осенью он может быть принят Госдумой.

Многие правозащитники отказались вносить свои предложения к документу, хотя будущий закон им не нравится. «Минюст просто пытается скорректировать действующий закон на основе имеющейся правоприменительной практики и сделать его удобным для себя. Закон, конечно, отрицательный, но именно из-за нашего к нему отношения мы решили воздержаться от участия в дискуссии», - рассказал «Росбалту» руководитель правозащитной организации «Агора» Павел Чиков.

Саму «Агору» Минюст буквально накануне внес в реестр «агентов» (подробнее читайте здесь). Вместе с ней в нем оказались еще четыре организации, в том числе «Мемориал» и «Общественный вердикт». Таким образом, обновленный список состоит уже из 11 НКО- «иностранных агентов».

Напомним, право принудительно записывать НКО в «иностранные агенты» Минюст получил по новому закону, который вступил в силу в начале июня. Включать организации в такой реестр теперь можно без решения суда, а лишь на основании внеплановых проверок, которые подтвердят, что НКО получает деньги или имущество из-за рубежа, а также занимается в России политической деятельностью.

Правда, формально НКО может попытаться оспорить в суде свое членство в позорном списке «иностранных агентов», ассоциирующихся у россиян не иначе, как со шпионами и врагами. Новыми поправками Минюст предложил не доводить дело до суда, а дать, так сказать, НКО шанс исправиться и вновь зажить с «чистой совестью».

Предлагаемая воспитательная мера выглядит так - за год до подачи соответствующего заявления в Минюст НКО-«агент» должна доказать, что за это время она не получала никаких денег от зарубежных спонсоров и (или) перестала участвовать в политической деятельности.

К слову, самое понятие такой деятельности в новом законе предлагается серьезно изменить. Так, чиновники предлагают убрать из него оговорку, из-за которой прокуратуре приходилось доказывать, что НКО занималась политикой на иностранные деньги, в том числе в интересах своего зарубежного спонсора и против интересов РФ. По словам экспертов, это заметно облегчает работу силовиков, которые, преследуя НКО, не всегда могли доказать, что организации целенаправленно выполняли указания своего заграничного «босса».

По еще одной поправке, для признания «агентом» НКО надо засветиться в организации и проведении на зарубежные деньги не только политических, но и «иных акций», которые призваны повлиять на решения органов власти и сформировать общественное мнение, говорится в проекте.

В такой формулировке загреметь в «агенты» рискуют уже не только политически ориентированные организации, участвующие, например, в контроле над подсчетом голосов на выборах. Аналогичная участь может постичь, по сути, любую организацию, акции которых вызывали недовольство властей. Ведь все они, так или иначе, пытаются повлиять на решения чиновников и настроить общественное мнение. Например, решит какое-нибудь общество защиты прав жильцов выйти с акцией протеста против «двойных квитанций» за услуги ЖКХ. Тут на нее и найдется «нужная» статья.

Преследование НКО действительно доходит уже до смешного. Так, недавно в Мурманске прокуратура требовала зарегистрировать как «иностранного агента» организацию «Гуманистическое движение молодежи». Прокурорам не понравилось, что местная молодежь, издавая свою газету на грант от Нидерландов, опубликовала в ней арт-изображение роботов с подписью «Свободу!».

Впрочем, правозащитники считают, что в такой формулировке закон уже не станет хуже, чем он есть. «Это ничего не меняет, потому что нынешняя формулировка закона уже по объему понятия «политическая деятельность» настолько бесконечна, что нельзя ее сделать еще более бесконечной», - сказал Чиков. По его словам, и по действующему закону ничто не помешало прокуратуре проверить более тысячи НКО как потенциальных «агентов».

Лидер «Движения за права человека» Лев Пономарев полагает, что новый закон - признак того, что чиновники «немного отползают назад». Впрочем, он также не обещает НКО легкой жизни после его принятия. «Власть как бы дает понять - ты не выступаешь, занимаешься втихаря или негромкими делами. Тогда тебя, скорее всего, никто не тронет», - сказал он «Росбалту».

Несогласные же уже сейчас начинают менять свой профиль или вовсе прекращают работу в стране. Проблема еще и в том, что НКО не отказались бы взять деньги у своего государства, но за ними выстраиваются и без того огромные очереди. Например, в декабре по президентским грантам НКО было выделено около 2,6 млрд. рублей, но их на всех желающих не хватило.

Елена Земскова