Posted 7 июля 2016,, 11:45

Published 7 июля 2016,, 11:45

Modified 31 марта, 02:43

Updated 31 марта, 02:43

Сергей Шелин. Главная тайна российской системы

7 июля 2016, 11:45

Две президентские подписи — под законом об оружии и под «антитеррористическим пакетом» — рассказывают о нашей системе куда больше, чем все дискуссии о смысле борьбы за парламентские кресла, об отечественной технике принятия решений и о роли роковой думской женщины Ирины Яровой.

Во-первых, законом у нас является то, что подписал Путин. Даже если текст завизированной им бумаги по чистому недоразумению был не тот, который утвердили Дума и Совфед. И даже если бумага, утвержденная Думой и Совфедом, исходила от самой Яровой, то есть была согласована в каких-то очень и очень руководящих сферах.

Яровая по всем правилам думского регламента провела поправку о десятилетнем сроке действия лицензии на оружие, а к Путину непонятно как попал и был подписан вариант, в котором сказано про пятилетний. И ни главы палат, ни даже роковая Яровая не усмотрели в этом ничего особенного, совершенно не собираются поправлять вождя и просто стерли случившееся из памяти.

Во-вторых, если текст принятого палатами закона, мягко говоря, не сакрален, то сам факт формального утверждения ими какой бы то ни было бумаги с неизбежностью влечет подписание ее вождем.

Сколько бы граждан, бизнесменов и даже приближенных людей ни умоляли Путина отказаться от подписывания «пакета Яровой», они сами знали, что зря стараются. Дело тут вовсе не в путинском почтении к парламентаризму, лично к думским суперзвездам и даже к тем анонимам, которые ими манипулируют, а исключительно в необходимости соблюдать святость вертикали. Вертикаль не вступает с подданными в дискуссии о том, выполнимы ее вердикты или нет.

В-третьих, сакральна только процедура высочайшего одобрения очередного закона. Дальнейшая его судьба бывает какой угодно. Он может быть даже заранее и притом публично приговорен к переделке. «Пакет Яровой» именно из таких: «Кабмину поручается мониторить ход имплементации этого закона, чтобы при необходимости минимизировать возможные риски, связанные с расходами, использованием отечественного оборудования для хранения информации и прочее, и при необходимости выступать с должными инициативами по принятию соответствующих актов, которые бы эти риски минимизировали».

И ни Яровая, ни парламент, ни правительство, ни прочие агрегаты, узлы и винтики властной вертикали не видят в этом ничего странного и огорчительного. Наоборот, готовятся и дальше заботиться о народе, «при необходимости выступая с должными инициативами».

Но не унывают и 99% народа, хотя все 100% «рисков» и «расходов» заранее переложены начальством на него. Почему? А потому, что система научила никогда на нее не обижаться. Вот в чем главная ее тайна.

Сергей Шелин, обозреватель ИА «Росбалт»