Posted 16 июля 2016,, 07:37

Published 16 июля 2016,, 07:37

Modified 31 января, 11:05

Updated 31 января, 11:05

Константин Сонин. Военный переворот в прямом эфире

16 июля 2016, 07:37

Надо же, какие новости — военный переворот в Турции, который можно в глобальном мире наблюдать в прямом эфире. Турция — важный торговый партнер и России, и всей Европы, одно из «чудес роста» XXI века, достигшая в последние десятилетия удивительного прогресса — после столетий, в которых она перестала быть одним из центров Европы — в том числе в области науки и образования.

Как обычно, и не разберешь, кто прав. Турецкие военные в ХХ веке были основным гарантом европейской цивилизованности в своей стране, двигателем прогресса и защитой от негативных влияний. Реджеп Эрдоган был лидером в течение почти двух десятилетий рекордно быстрого развития, обеспечив мирное сосуществование исламистов и европейски-ориентированной элиты. Как чуть ли не все успешные лидеры в стране с неустойчивыми институтами, он постепенно трансформировался в «хозяина», авторитарного лидера, сменить которого может только революция или переворот. Впрочем, еще год назад казалось что трансформация далеко неполна, хотя число арестованных (в том числе по явно фальсифицированным поводам) военных и журналистов уже давно превышало все демократические нормы.

Интересно влияние средств коммуникации на развитие переворотов. Всего семьдесят лет назад отсутствие связи — как, например, во время «Операции «Валькирия», когда Штауффенберг летел в Берлин — могло сыграть важную роль. В 1981 году в Испании король обратился в прямом эфире к нации. В 1993 году с призывом к москвичам по телевизору обращался Гайдар. Сейчас Эрдоган записал видеобращение, используя мобильный телефон и социальную сеть. Вот интересно — если бы у Хрущева был мобильник в октябре 1964-го, труднее было бы путчистам — обращение к нации помогло бы лидеру?

Кто победит, не знаю. В истории Турции (и похожих стран типа Алжира) были «успешные» — в смысле смены власти — военные перевороты. С другой стороны, в новейшей истории есть немало путчей, которые заканчивались пшиком — от франкистского путча в 1981 году (когда устояла демократия) до венесуэльской попытки сместить Чавеса в 2004-м (когда устоял авторитарный режим). Бывают и промежуточные варианты — российский путч 1991 года, с треском провалившись, сместил, фактически, действующего лидера вместе со всем режимом. Так и у турецкого путча есть все шансы провалться и при этом полностью поменять режим — может быть, на полноценную диктатуру Эрдогана.