Posted 7 февраля 2017,, 19:09

Published 7 февраля 2017,, 19:09

Modified 31 марта, 00:18

Updated 31 марта, 00:18

Глеб Кузнецов. Победа популизма

7 февраля 2017, 19:09

Раз всем вдруг стали интересны выборы во Франции, вот вам задача. Партия. Программа: снижение (!) пенсионного возраста, увеличение социальных выплат и пособий, неувеличение рабочей недели, все — бесплатно и только бесплатно в смысле социальных услуг (образование там, здравоохранение). В руководстве — геи и разведенки, громко вопящие о разрыве с семейной традицией и «поколением отцов». Думаете: оторвы-либерасты-общечеловеки-евросоциалисты? Черта с два. «Национальный фронт» Марин Ле Пен.

В сегодняшнем понимании Марин наша любимая — это традиционная «левая» с националистическим амбре. Такое «камамбер-левачество» — тот же сыр, только воняет вырви глаз и покрыт псевдотрадиционалистской плесенью.

А нам — поклонникам «популистской волны» и ценителям всякой новизны — надо наблюдать за г-ном Макроном. Проект Макрона — это химически чистый, выделенный в пробирке современный популизм. Движение «Вперед!», название программы «Революция», выдвижение кандидатов в органы власти всех уровней через интернет и тег «Большинство — вперед!». Активизм «снизу», комитеты повсеместно без каких бы то ни было обязательств, кроме как топить за лидера. Обращение не к старым группам вроде «профсоюзов» каких, национальных групп или там «синих»\белых воротничков, а к тому самому «большинству».

Уход от священных коров французской политики — фиксированной рабочей недели, времени закрытия магазинов, пенсионного возраста — в сторону «неидеологического» регулирования. Молодой — хоть 40 часов работай, старый — хоть 30, хочешь на пенсию в 70, а хочешь в 60 — «пенсионное меню» в логике «сделай свою пиццу». И прочие вещи, описывающиеся принципом: не можешь разделить пирог — добавь к нему слоев.

Ну и интернет-продвижение, по сравнению с которым онлайн Ле Пен выглядит лет на десять устаревшим. В целом, Макрон взял и проапгрейдил все то, чем был славен «проросший снизу» флагман латинского популизма — итальянские «5 звезд». И теперь он растет как на дрожжах.

Во внешней политике — не сумрачная маринкина «историческая память» в нашем духе о том, как Жанну д'Арк сожгли враги Франции, а веселая похвальба в стиле Трампа («Мы придумали вашу свободу, мы — Европа — вас придумала и запустила в мир» — из обращения к тому же Трампу). Ну и молодой-красивый, яркий, понятное дело.

В сухом остатке, популизм — это больше не набор ценностей, это — набор технологий. «Олигархия», тот самый «истеблишмент» готов в него вкладываться и делать красиво. Если у Макрона получится (а у него получится — «запомните этот твит») — «популистскую революцию» можно считать завершенной. Набор технологий, вызывавший ужас у вчерашнего «системного» политика, превратится в стандартный, обязательный к исполнению набор упражнений на любых выборах в арсенале того самого политического класса.

Глеб Кузнецов, политолог