Posted 17 марта 2017,, 15:14

Published 17 марта 2017,, 15:14

Modified 30 марта, 23:54

Updated 30 марта, 23:54

Кирилл Мартынов. Литературный авангард с гранатометом

17 марта 2017, 15:14

Расхожая фраза о том, что Сорокин в последних текстах пишет российское будущее, к сожалению, является правдой. В заметно большей степени, чем всем нам этого хотелось бы. Например, Сорокин предсказал писателя Прилепина и критика Данилкина.

В «Манараге» описан мир, в котором книги никто давно не читает, но при этом литература все еще считается важной статусной вещью. Вокруг этого выстраиваются иерархии потребления «приличных текстов». Жарить мясо на второсортных книгах удел провинциалов — настоящие ценители знают толк в «чтении». Ценится аутентичность вроде первого издания «Мертвых душ». Сжечь такую книгу для приготовления стейка — это способ получить конечный и невоспроизводимый опыт.

Лев Данилкин написал, что Сорокин больше не делает текстов-бомб, что он стал консервативным писателем, высмеивающим «ватников» на потеху интеллигентной публике. Последняя «в литературоцентричной России», дескать, выстраивает властные иерархии «приличных писателей», в число которых не взяли Прилепина.

Данилкин не увидел себя в зеркале, которое ему подставили в «Манараге». Писать тексты «под старого Сорокина» не имеет никакого смысла, потому что получится обычный законопроект. Или речь ведущего в российских теленовостях. В мире, где русская литература уезжает убивать «укропов», сам Данилкин работает сорокинским бук-энд-гриллером, подавая своим клиентам аутентичный опыт «чтения». Литературный авангард теперь должен быть вооружен автоматическим гранатометом.

Сорокин фиксирует эту новую норму.

Кирилл Мартынов, журналист