Posted 25 апреля 2017,, 18:34

Published 25 апреля 2017,, 18:34

Modified 31 января, 15:00

Updated 31 января, 15:00

Глеб Кузнецов. За Ле Пен — Франция Ришелье

25 апреля 2017, 18:34

Карта разделения Франции на землю Макрона и землю Ле Пен совершенно неинформативна. Разница везде — процент другой. Да и во втором туре картинка поменяется. Но она любопытна сама по себе. Беглый взгляд на Францию Ле Пен (за исключением Парижа, который особый случай, как столица любой страны он интернационален) это Франция французских королей по большей части, страна Oui, железобетонного католицизма и всего вот этого.

А Франция Макрона — это Бретань, это Нормандия, это большой Юго-Запад — земли Плантагенетов, это протестанты Юга, это великий город Лион, одна из столиц французского кальвинизма, это Савойя, растоптанная и изнасилованная Людовиком XIV, это Бургундия.

Я полностью отдаю себе отчет в спекулятивном характере моего наблюдения. Но отделаться от мысли все равно не могу. Да. Бесспорно. Тут не убавить, не прибавить. За Ле Пен — Франция Ришелье. И тут она со своими интервью под его портретом полностью на своем месте. Но исчерпывает ли понятие «Франция Ришелье» всю Францию. Разве нет и Франции Жанны д'Альбре и Генриха IV?

Разве корсары и моряки океанского берега — от Байоны до Бретани — «неправильные французы»? Разве Бургундский проект не достоин признания и восхищения. Разве катары Фуа и Монсегюра (их департамент неожиданно отдал голоса Меланшону) не часть французской истории, пусть и трагическая?

Бордо и Лион — великие торговые и промышленные города — разве не дали Франции больше свободы и истинного французского духа, чем серый чиновник столичного присутствия? Перечислять можно долго.

Но схема, навязываемая и самой Ле Пен, и ее нашими пропагандистами про противостояние некоей «настоящей Франции» и «Франции глобалистов», растерявшей свой суверенитет — мертвая схема. И оскорбительная к тому же.

Да. За «Францию Ришелье» голосует сегодня наиболее неуспешная в глобальном мире часть Франции.

Но разве Франция в целом — не одна из самых успешных частей глобального мира? И так было всегда. И не в моде только с кухней дело. Французские протестанты — те самые с Юго-Запада — Бразилию колонизировали, поселение на месте Рио нынешнего основали, и португальцы их с трудом там победили (а смогли в том числе и потому, что католическая Франция уже тогда отказывала протестантам в праве называться французами). Канада, Индия — все эти потери именно от желания представить великую разнообразную нацию единым целым, слепым орудием в руках короля, который единственный знает как надо.

Сводить противостояние деревни в Пикардии с Бордо до уровня «французы возвращают страну себе» и «нация становится суверенной — это ведь реально брать на вооружение риторику палачей Безье и Тулузы, устроителей Варфоломеевской ночи и победителей в религиозных войнах.В этом смысле пафос противников Ле Пен понятен.

Они-то говорят о том, что Франция Латинского квартала, виноградника на Кот-дОр, авиазавода в Тулузе и порта в Бордо — это та же самая Франция, что и Франция консервативного кюре на Луаре или обиженного шахтера из Артуа.

Глеб Кузнецов, политолог