Posted 26 апреля 2017,, 18:28

Published 26 апреля 2017,, 18:28

Modified 31 января, 15:01

Updated 31 января, 15:01

Алексей Рощин. Законы в России не работают

26 апреля 2017, 18:28

Законодательство в России пишется людьми неумными, глубоко уязвленными и навек напуганными, а самое главное — пишется без всякого участия оппозиции, в «идеологически однородной» Думе. Поэтому «ляпы» и нестыковки зачастую «ловить» просто некому — и законы выходят внутренне противоречивые, т. е., по большому счету, бессмысленные.

Вот яркий пример из самой что ни на есть «злобы дня». В апреле в Российской Федерации запретили «Свидетелей Иеговы» — религиозную секту. Как оно было оформлено? Сначала Министерство юстиции РФ признало эту организацию «экстремистской» и внесло «свидетелей» в список общественных и религиозных объединений, работа которых в России приостановлена в связи с осуществлением экстремистской деятельности, а 5 апреля Верховный суд РФ по представлению того же Минюста «Свидетелей» и вовсе запретил — именно как экстремистскую организацию.

Это означает, разъясняют нам в СМИ, что отныне «свидетелям Иеговы» запрещено даже проводить свои богослужения — в буквальном смысле: участников таких богослужений будут преследовать в уголовном (!) порядке.

Причина внезапных гонений на «СИ» известна — они государству никогда не нравились, потому что, во-первых, запрещают переливание крови, в том числе своим детям, и, что еще хуже, отказываются служить в армии. Вот их и запретили.

Не буду даже вникать сейчас в суть этого запрета по существу, ограничусь замечанием, что само по себе клеймо «экстремистский», на мой взгляд, вообще не должно никак применяться в нормальном правовом государстве, уж больно это бессмысленный термин. Но дело даже не в этом.

Меня весьма рассмешил такой вопрос: а как соотносится все происходящее с «иеговистами» — все эти гонения, запрет на богослужения, объявление их «экстремистами» — с пресловутым «Законом о защите чувств верующих»? (он «в подлиннике» называется так — «Федеральный закон от 29 июня 2013 г. N 136-ФЗ г. Москва «О внесении изменений в статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан»). Нет ли, попросту говоря, во всем этом как раз самого натурального оскорбления религиозных убеждений и чувств граждан иеговистов? На первый, да и на второй взгляд — есть, и в избытке!

Верховный суд, получается, взял да запретил верующим их богослужения, да еще и обозвал их «экстремистами». Это что, разве не оскорбление чувств? Они (верующие «свидетели») считают, что не служить в армии это правильно и хорошо — а их за это под роспуск! Еще ведь и все их «молельные дома» отберут — потому что лишили юрлица само их религиозное объединение. Ну так ведь чистое «оскорбление религиозных убеждений»! Скажем, «пусси райот» всего лишь сплясали в ХХС — и то было признано страшным святотатством и оскорблением, «на двушечку». А представим, что «пусси» призвали бы не плясать, а вообще изъять ХХС у РПЦ и открыть там, ну, скажем, библиотеку! На какой бы срок это потянуло?

То бишь налицо не просто противоречие, а явный совершенно конфликт двух норм в законодательном поле — про «экстремизм» и про «оскорбление чувств». Ситуация бредовая. Но кто же, получается, выступил главным «оскорбителем чувств»? Верховный суд РФ! Верховный суд сам же нарушил Закон (№ 136-ФЗ)! Если ВС нарушает законы — кому ж прикажете жаловаться?

Натуральный правовой тупик. Нет, в этой стране законы не работают.

Алексей Рощин, политолог