Posted 29 мая 2017,, 10:03

Published 29 мая 2017,, 10:03

Modified 31 января, 15:27

Updated 31 января, 15:27

Михаил Пожарский. Машина войны в роли няньки

29 мая 2017, 10:03

Удивительное дело, сколько людей после истории с задержанием мальчика на Арбате внезапно пишут о том, что, дескать, читать стихи и собирать деньги в сумку — это никакое не попрошайничество, а вполне нормальное занятие. Мол, отстаньте от ребенка — он в отличие от многих своих сверстников уже сам деньги зарабатывает. Я, надо сказать, придерживаюсь такого же мнения: если дети могут сниматься в кино, играть в театре и получать за это деньги, то непонятно, почему не могут заниматься тем же самым на улице. Здесь, конечно, не помешает лишний раз проверить, насколько это все добровольно, но в целом никакой проблемы не вижу.

Но ведь спросишь тех же самых людей, вне контекста этой ситуации, как они относятся к запрету на детский труд, государственной социальной защите детей и всяким идиотским конвенциям ООН, посвященной оной. И они, конечно же, ответят, что все это хорошо и правильно. А тебя еще в таком абстрактном разговоре назовут людоедом, выступающим за право буржуев эксплуатировать детей.

Однако как доходит дело до практики, то выясняется, что практика эта почему-то не нравится. А чего вы, собственно, ожидали, доверяя такие тонкие материи государству? Вы знаете, что такое государство? В основе своей это машина войны, которой волею исторического прогресса пришлось превратиться в няньку. Вот все пишут, мол, «они же видят, что ребенок нормальный», «очевидно же, что с ребенком все в порядке» и так далее. Но государство так не работает. Оно не пользуются категориями «очевидно» и «понятно» — это иерархическая система, в которой царит должностная инструкция. Если эта должностная инструкция предписывает по таким-то формальным основаниям тащить в отдел, то будут тащить, несмотря на любые «очевидности».

Проявлять гибкость и особый подход к каждой конкретной ситуации могут разного рода волонтеры и общественные организации, но не полицейские, у которых есть циркуляр — хоть в России они, хоть в Швеции. И по-другому не будет — это просто встроенные особенности государства. Там царство инструкции, приказа и формализма (а там, где дают «широкие полномочия» вне инструкции, начинается коррупция и беспредел). Поэтому стоит лишний раз подумать перед тем, как выступать за расширение полномочий «социального государства» и его функций. У государства есть одна главная функция — защита людей от насилия. Для всего остального можно придумать более гибкие механизмы.