Posted 15 июня 2017,, 10:13

Published 15 июня 2017,, 10:13

Modified 30 марта, 22:59

Updated 30 марта, 22:59

Сергей Романчук. Смена власти может произойти без экономического краха

15 июня 2017, 10:13

Мой друг и без шуток замечательный мыслитель Андрей Мовчан опубликовал свои три вопроса участникам уличной активности. Попробую дать ответы.

1) Выход людей на Тверскую — это не та уличная активность, которая направлена на смену власти через беспорядки. Это часть избирательной кампании Навального, просто ответ на террор (запугивание) властей, направленный против ее участников (препятствия в открытии штабов, организации митингов). Администрация президента считает, что людей можно запугать, и они вышли показать, что нет, нельзя. Здесь трудно проводить точные исторические аналогии, важно не проводить ложных. Уличная активность направлена всего лишь на то, чтобы вернуть власти в русло законодательства, а не «взять власть силовым путем». Этот протест принципиально мирный, не агрессивный, без угрозы разрушений и силовых действий. Это не футбольные фанаты с арматурой. Это интеллигенты, оружие которых — слово. К революции 1917 года через толпы на улице и переход военных частей на сторону манифестантов сегодняшние уличные акции не имеют ровно никакого отношения.

2) Цель кампании Навального — добиться регистрации в качестве кандидата на выборах президента и набрать на них максимально возможное число голосов. Сможет ли он победить Путина на выборах 2018 года? Вряд ли. Однако, заняв второе место, он создаст себе отличную позицию для победы на выборах 2024, а так же обеспечит условие для прихода демократической оппозиции на все уровни избираемой власти, пусть и в качестве меньшинства и возвращения конкуренции во все сферы общественной жизни. Созданная сеть сторонников-волонтеров станет крупнейшей настоящей политической партией в стране. Она и приходит к власти, а никакие не левые, у которых нет партии.

3) Связь экономических «ужасов» и прихода к власти оппозиции является манипуляцией. Конкуренция — это драйвер роста, а не кризиса. Да, конечно, ухудшение экономической ситуации создаст предпосылки для того, чтобы за оппозицию голосовали больше, и именно смена власти в смысле потери командных позиций нынешней номенклатурой становится в такой ситуации более вероятной. Однако и смена власти может произойти без экономического краха, и экономический крах без смены власти, в силу понятных причин (критическая зависимость экономики от цен на сырье, низкая производительность труда, отсутствие долгосрочных инвестиционных ресурсов, неработоспособность общественных институтов и т. д.). Ну, допустим, Навальный действительно приходит к власти в сложной экономической ситуации, и что? На вопрос «что делать» ответ давно уже найден. Все счастливые страны счастливы одинаково. Ответ — строительство работающих институтов. Во-первых, в этот момент граждане будут понимать что в их бедах виноват «Путин и Ко», и кредит доверия к новой власти позволит проводить реформы. Во-вторых, в отличие от 90-х, мало что надо будет менять по форме, важно будет вернуть институтам содержание (ну, например, Конституция не так уж и плоха, важно будет просто добавить железобетонный запрет на два срока подряд для президента и вернуть к 4-летнему циклу). Работа ЦБ уже сейчас близка к лучшим мировым практикам, экономический блок профессионален и молод. Нужно будет сделать то, что и говорит Навальный в своей программе: реформировать судебную и правоохранительную систему с тем, чтобы государство служило человеку, а не человек был батарейкой в матрице государства. Нужна настоящая приватизация. Это совершенно не означает потери управляемости. Сменится начальство, те, кто жил на взятки, уйдут, их заменят вчерашние студенты. Да, конечно, «коррупционеры» побегут с корабля и будет временный отток капитала. Зато, если удастся изменить психологический климат, восстановить доверие инвесторов, дать толчок малому и среднему бизнесу, сюда начнет тут же заходить мощнейший обратный поток людей и денег (миллионы наших самых конкурентоспособных и пассионарных эмигрантов, триллион долларов выведенных ранее денег). После 1-2 лет сложностей (не больше, чем в 2008—2009 годах) экономический рост в темпах значительно выше среднемировых (5-10%) будет лет на 10 обеспечен, и полицейские и охранники могут найти себе рабочие места.

Сергей Романчук, экономист