Posted 14 августа 2017,, 11:26

Published 14 августа 2017,, 11:26

Modified 30 марта, 22:27

Updated 30 марта, 22:27

Михаил Таратута. Наркотик рейтинга

14 августа 2017, 11:26

Президент Николас Мадуро, конечно, неприятный тип. Неумный, малообразованный, упрямый, отчаянно цепляющийся за власть диктатор. Да и диктатор он какой-то недоделанный. Мы можем только сочувствовать венесуэльцам, по крайней мере, тем, кто понимает, почему при Мадуро из магазинов окончательно исчезли товары, а цены безудержно несутся вверх. Сочувствовать тем, кто понимает, что Мадуро — это пропасть, в которую Венесуэла стремительно падает. Но будем также помнить, что в стране есть немало других, кто считает, что во всем виноват американский империализм, а нынешний президент — друг народа, радеющий за его благо. Иными словами, налицо предпосылки новой революции и гражданской войны. Первые столкновения мы уже наблюдаем.

Прискорбно, хотя и понятно, почему Москва поддерживает эту недоделанную диктатуру. В мире у нас мало друзей, разбрасываться особо не приходится. Есть у нас в Венесуэле и какие-то экономические интересы. Да и в каком-то смысле Венесуэла — это наш ответ на расширение НАТО. Пусть мы только кончиком ботика, но все же гордо упираемся в американскую вотчину, традиционную зону влияния, какой видится Латинская Америка из Вашингтона.

Вотчина вотчиной, но ведь Трамп объяснял избирателям, когда боролся за их голоса, что важнее заняться собственными проблемами внутри страны, и обещал меньше думать о том, что происходит за ее пределами, говорил, что пора взять отпуск в роли мирового полицейского. С тех пор не прошло и года, как оказалось, что обещать — совсем не значит жениться. И вот уже все последние месяцы мы слышим воинственные заявления в адрес Северной Кореи, а на днях Трамп пообещал также разобраться и с Венесуэлой. Если помнить о международном праве, военное вмешательство в дела другого государства — это, конечно, не комильфо. Но с практической точки зрения вполне допускаю, что силовой нажим американцев поможет Венесуэле избавиться от Мадуры, и дела в стране пойдут на лад. Но вместе с тем я вижу в этой истории и опасный симптом.

Заявления Трампа день ото дня становятся все более воинственными. А последнее по Венесуэле взметнуло его рейтинг аж на 6 пунктов. Для Трампа, человека с раздутым эго и больным самолюбием, готовым огрызаться на любое замечание в свой адрес, для него рейтинг — это как аплодисменты для актера, источник энергии и вдохновения, своего рода наркотик. Чтобы получить новую дозу, он, видно, готов на многое. Потребность в наркотике обычно только растет, а с этим надо ожидать и рост градуса воинственной риторики. В какой-то момент, как всем людям с зависимостью, и этой дозы перестанет хватать. Тем более что подскочивший рейтинг так и рождает соблазнительную мысль о маленькой победоносной войне, которая заставит всех говорить о его боевых успехах, а не бесчисленных поражениях на политических фронтах родного отечества. Эта мысль тем более соблазнительна, что венесуэльская кампания не несет особых рисков. Венесуэла — не Северная Корея, ощетинившаяся ядерным оружием.

Если дело дойдет до вмешательства в Венесуэле, и кампания обернется успехом, если Трамп получит свою дозу похвал и оваций, очередь вполне может дойти и до силового решения северокорейской проблемы. А это — и тут я думаю, многие со мной согласятся — будет наихудший сценарий развития событий.

Михаил Таратута, журналист