Posted 15 августа 2017,, 11:30

Published 15 августа 2017,, 11:30

Modified 30 марта, 22:26

Updated 30 марта, 22:26

Дмитрий Губин. Через месяц вместо рэп-баттла все будут смотреть девочку на горшке

15 августа 2017, 11:30

Когда люди пытаются понять, почему тот или иной ролик взрывает Интернет, они, как правило, мыслят по законам прошлого, доинформационного, индустриального века. В индустриальном веке есть причины и следствия — сделано то-то, поэтому такие-то последствия.

К популярности таких вещей нужно во многом подходить с позиции постиндустриального века и принципов, которые неплохо описываются таким крайне популярным автором и финансовым игроком, как Нассим Талеб. Он говорит, что в постиндустриальную эпоху крайне велика роль случайностей.

Это значит, что объяснить, почему последний рэп-баттл получил больше 10 млн просмотров — все равно что объяснить, почему перед этим почти такую же популярность получил случайно всплывший на поверхности Интернета ролик покойного Эдуарда Хиля — Мистера Трололо. И весь Интернет распевал «Трололо», так же, как сейчас повторяет те замечательно резкие слова, которые прозвучали в рэп-баттлах.

Иными словами, нужно представить всю информационную картину современного мира как некий гигантский китайский бильярд. Он отличается от традиционного тем, что лунки периодически открываются и закрываются. Никто не знает, почему. Представьте гигантское поле, на котором открывается и закрываются лунки возможностей…

Трудолюбие, талант, прилежание, нахождение хорошего наставника и т. д. — все эти традиционные качества, приводившие к успеху, отодвинулись на второй план. Сегодня у любого есть шансы на успех, или то, что Энди Уорхол называл «право на 15 минут славы». Любой может совершенно случайно попасть в лунку возможностей — представить собственный ролик с каким-нибудь котом, катающимся на сноуборде, или собачкой, включающей утюг. И он тоже на какое-то время соберет невероятное количество просмотров.

Но если ты добился успеха — не думай, что это благодаря твоим знаниям, таланту и упорству. Скорее всего, тебе просто повезло. И торопись получить с этого успеха все, потому что завтра про тебя все забудут. Волны, поднимающиеся в постиндустриальную эпоху, невероятно высоки, но так же быстро спадают.

И самое важное — мы должны перестать кормить авторов успеха так, как мы кормили их в индустриальную эпоху, когда успех писателя действительно был связан с его исключительным талантом, трудолюбием, способностью учиться и удивлять нас, чуткостью к общественным запросам. Нет, мы должны понимать, что это случайность… Может быть, года два или три мы должны хранить авторские права на эти произведения, а дальше — нет. Это всеобщее достояние. Потому что случайность является всеобщим достоянием, если так можно выразиться.

Помяните мои слова, через месяц или два все забудут этот рэп-баттл, а будут просматривать что-то еще необычное. Лыжника, который случайно сорвался со скалы и случайно остался жив. Какую-нибудь новую мелодию, которую споет, сидя на горшке, пятилетняя девочка. Вот так в наше время все движется.

Дмитрий Губин, журналист