Posted 18 октября 2017,, 19:00

Published 18 октября 2017,, 19:00

Modified 31 января, 17:10

Updated 31 января, 17:10

Леонид Гозман. Имитация фарса

18 октября 2017, 19:00

Не могу обсуждать мотивы Ксении Собчак — я их не знаю. Не считаю возможным обсуждать ее саму и делиться с публикой своим отношением к ней и к ее первым заявлениям — она не мой герой, но никому свою точку зрения не навязываю. Однако сам факт ее выдвижения довольно много говорит о том, что ждет нас в марте 2018-го и, главное, после.

Полагаю, что оценивать ее участие, если ее зарегистрируют (сама она, кажется, в этом не сомневается, хотя собрать триста тысяч подписей в разных регионах — задача почти невыполнимая, если без помощи Кремля, разумеется), — так вот, оценивать ее участие надо не по тому, как она повлияет на процент явки и на расклад голосов. Ясно, что не очень сильно. И не к расколу либерального электората стремится Кремль — было б, что раскалывать! И недопуск Навального участием Ксении не компенсируешь, будь она трижды спикером Болотной и членом Координационного совета оппозиции.

Важно другое. Вне зависимости от ее собственных намерений, участие Ксении Собчак помогает Кремлю в решении куда более важной задачи — превращения выборов в фарс. По-видимому, тезисом Кремля будет: все, кроме Него, клоуны и/или впавшие в маразм старики. Может быть, они выдвинут еще Стрелкова или еще кого-то из «героев Донбасса», хорошо бы смотрелись Хирург и отец Всеволод Чаплин. Ведь удастся ли им решить «Задачу 70-70», т. е. обеспечить семидесятипроцентную явку и семьдесят процентов в первом туре за главного кандидата, неясно. Значит, возможны сомнения в легитимности и снова Болотная, а использовать Росгвардию они, конечно, готовы, но явно не хочется. Тезис «все — клоуны!» позволит если не юридически, то психологически легитимизировать результат: ну, что же поделать, если нет у нас ни либералов настоящих, ни левых? Вот подрастут — тогда конечно. А пока — Он!

Чем смешнее будут выборы, тем сильнее будут позиции Путина — не по цифрам ЦИК, а на самом деле.

Но ведь то, что ждет нас в марте 2018 — не выборы, разумеется, но и совсем не фарс. Это очень серьезно. Это закрепление того курса, по которому мы уже который год не столько идем, сколько скатываемся. Это очередной крах надежд на восстановление разрушенных институтов. Это дальнейшая изоляция, это локальные войны и повышение вероятности войны мировой. Это что угодно, только не смешно. А они хотят превратить это в нечто вроде «Вокруг смеха».