Posted 16 ноября 2017,, 14:41

Published 16 ноября 2017,, 14:41

Modified 31 января, 17:31

Updated 31 января, 17:31

Иван Курилла. Кризис в американском обществе

16 ноября 2017, 14:41

Тут мне сообщили, что отписались, — ну, что ж, бывает; я за количеством подписчиков не слежу. Но причиной этого оказалась моя фраза о том, что в американском обществе сейчас кризис, — а для меня это утверждение приближается по очевидности к утверждению, что лошади кушают сено и овес.

Прежде всего, это не экономический кризис (и не «общий кризис капитализма»), который мы запомнили из школы. Речь у меня скорее о «кризисе идентичности», то есть об обострении вопроса «кто мы такие?» («чем мы можем гордиться? что мы несем миру? как мы себя описываем?» и т. п.) Такие кризисы случались в прошлом, — например, после Гражданской войны и Реконструкции (по понятным причинам, — Реконструкция закончилась возвращением власти на Юге белым, в Вашингтоне обнаружилась коррупция, и вопрос «за что погибли сотни тысяч сограждан?» встал во весь рост), или в 1970-е годы (когда американцы разом лишились уверенности в трех основных предметах собственной гордости — военной мощи (после Вьетнама), экономической силе (после кризиса, спровоцированного резким подъемом цены на нефть) и политической системе (после Уотергейта).

Сегодня победа Трампа на выборах заставила американцев усомниться в собственном портрете как либерального общества, — Трамп представляется отрицанием того, что важно для либеральной Америки. Можно предположить, что сама эта победа была реакцией той второй, нелиберальной части американского общества на восемь лет президента — либерала и афроамериканца, — маятник ушел слишком «влево» (в обществе, в котором еще вполне живы и активны люди, помнящие сегрегационные законы на Юге). В результате с момента избрания Трампа (фактически, еще раньше, — победа Трампа сама была уже результатом начавшегося кризиса) в обществе обострился конфликт, — значительная часть людей отказывается признавать его своим президентом или ищет ответа на вопрос, как в либеральной (по их убеждению) Америке мог победить такой политик. Проявления кризиса на виду — и расовая проблема (полицейские убийства — Black Lives Matter), и снос памятников, и массовые демонстрации противников Трампа, и содержание ведущих СМИ в последний год.

«Использование России» в ситуации кризиса американской идентичности — вполне привычное дело (безотносительно к тому, что на самом деле делала или не делала Россия). Так было и в 1870-е годы, и в 1970-е.

И да — описание выше никак не является оправданием или выгораживанием российского руководства. Просто объяснение внутриамериканской риторики прежде всего должно исходить из внутриамериканских же проблем.

Иван Курилла, историк