Posted 22 ноября 2017,, 11:01

Published 22 ноября 2017,, 11:01

Modified 31 января, 17:34

Updated 31 января, 17:34

Алексей Елаев. Грабли для патриотов

22 ноября 2017, 11:01

Дело с выступлением подростка из Нового Уренгоя в германском парламенте принимает нешуточные обороты. «Фейсбук» полон выступлений разнообразных людей, называющих себя «патриотами», требующих всяких кар как к подростку, так и к его родителям/школьным учителям/мэру города (нужное подчеркнуть). Пишут разнообразные «открытые письма» и обращения в Генеральную прокуратуру, с единственным требованием — наказать посмевшего не считать всех безоговорочно германских солдат Второй Мировой войны нацистами. предателями и извергами рода человеческого. Дескать, только так, только заклеймив позором всех поголовно участников великой войны, посмевших встать не под те знамена и поглумившись над их могилами, где бы они ни были, пусть бы даже и умерли в плену и не были замечены в воинских преступлениях. Без шуток.

Причем почти все эти челобитные и призывы содержат в себе одно требование — дать уголовно-правовую оценку свершившихся «клеветнических заявлений в Бундестаге» применительно к статье 154.1 УК РФ «Реабилитация нацизма».

Замечательно. Хорошее предложение. Его и рассмотрим, только в отношении вопящих и негодующих. Ваш покорный слуга, когда принимали статью 154.1 УК РФ, уже предупреждал о том, что эти грабли, которые были так небрежно заброшены в Уголовный кодекс, еще могут больно ударить по их кинувшим. Итак, откроем статью 154.1 УК РФ. Она предусматривает уголовную ответственность за «Отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, одобрение преступлений, установленных указанным приговором, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, совершенные публично». Часть 2 этой статьи за это же деяние, совершенное с использованием служебного положения или через СМИ, предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет. Некисло.

То есть, чтобы лицо совершило это преступление, достаточно, чтобы оно отрицало факты, установленные приговором Нюрнбергского трибунала и делало это публично.

Будем занудами и откроем текст упомянутого выше приговора. Действительно, Нюрнбергский трибунал рассматривал вопрос о виновности некоторых военнослужащих Вермахта, обвинение настаивало на признании преступной организацией Генерального штаба Германии и Объединенного командования Вермахта, то есть — высших генералов и фельдмаршалов. «Обвинение не обвиняет стоявших ниже на одну ступень военной иерархии командующих армейских корпусов и лиц соответствующих им рангов во флоте и в воздушных силах, и еще ниже стоявших — командиров дивизий или лиц соответствующих им рангов в других составных частях вооруженных сил. Не включаются сюда также штабные офицеры любого из четырех штабов — ОКВ, ОКХ, ОКМ и ОКЛ, а также прошедшие специальную подготовку специалисты, которых обычно называли офицерами генерального штаба».

После мотивировки Трибунал в приговоре сделал вывод: «Трибунал поэтому не объявляет генеральный штаб и верховное командование преступной организацией». Но делает и небольшое разъяснение в отношении высшего командования Вермахта: «Многие из этих людей сделали насмешкой солдатскую клятву повиновения военным приказам. Когда это в интересах их защиты, они заявляют, что должны были повиноваться. Когда они сталкиваются с ужасными гитлеровскими преступлениями, которые, как это установлено, были общеизвестны для них, они заявляют, что не повиновались. Истина состоит в том, что они активно участвовали в совершении всех этих преступлений или были безмолвными и покорными свидетелями совершавшихся преступлений в более широких и более потрясающих масштабах, чем мир когда-либо имел несчастье знать. Об этом должно быть сказано. В тех случаях, когда факты требуют этого, эти люди должны быть преданы суду с тем, чтобы те из них, которые повинны в совершении этих преступлений, не избегли кары».

Понятно, что вопрос о виновности не то что старших офицеров, а младших офицеров и солдат Вермахта, Трибуналом не рассматривался. Если эти лица совершали конкретные преступления, то их судили — и еще как судили, но массовых расправ даже в те годы, естественно, не было.

Поэтому те, кто пытается, в опровержение приговора Нюрнбергского трибунала, сеять вражду по отношению к простым участникам войны и тем, кто пытается увидеть в них людей, называет военными преступниками и преступными организациями тех лиц, которые самим Трибуналом таковыми названы не были, формально, конечно, но совершает деяние, ответственность за которое предусмотрена статьей 154.1 УК РФ.

Я не буду, подобно этим личностям, до того активно высказывавшихся за введение этой статьи в Уголовный кодекс, вопить и требовать для них расправы. Просто хочу сказать, что грабли, так небрежно брошенные ими, могут очень больно ударить их же по лбу.