Posted 22 декабря 2017,, 11:23

Published 22 декабря 2017,, 11:23

Modified 30 марта, 21:11

Updated 30 марта, 21:11

Глеб Кузнецов. Потаенные пружины ада

22 декабря 2017, 11:23

Жаловался одному коллеге на ерунду, которую пишут телеграм-каналы. На то, что ерунда эта заключается даже не в том, что «инсайды» их — это не инсайды в 99 случаях из 100, а мешанина, странные гипотезы, базирующиеся на открытых источниках (тех же СМИ по большей части, которые они якобы замещают) и выдающие в авторах непонимание, как работает государство, как функционируют СМИ, что такое госслужба, в конце концов, как ходят бумаги, как модерируется медийная повестка, как устроен процесс кадрового назначения.

В результате это искаженное знание, легендируемое бесконечными ссылками на «источники», с бесконечными опять же пустыми и ничего не означающими в реальности словами-маркерами «осведомленности» вроде «ковальчуки», «ротенберги» и т. д., и т. п., наводится на аудиторию.

В общем, был резонером, ныл и грустил. А коллега мне и говорит: «Ты хочешь объяснить таким авторам, что у них нет бабла по причине того, что они не авторитетны, а не потому, что во власти есть заговор, делающий недостойных богатыми и знаменитыми, а достойных, наоборот, гнобящий. Не получится».

Не получится. Да и не надо в общем-то. Зато я внезапно определил для себя, что такое сегодняшний политический телеграм. Это пространство интерпретации неудач и катастроф как козней неких сил, житье чужой жизнью, переехавшее с ТВ в интернет и развившееся до гомерических размеров.

С одной стороны — утешительное снятие с себя ответственности, с другой — возвышение фигуры Иного — Злого Божества, которое управляет миром, очеловечивание этой силы, придание ей антропоморфных черт, номинация ее как «ротенберги», «ковальчуки», «башни» и так далее вплоть до самого распоследнего райцентра, где есть свои ковальчуки в башнях.

«При власти, при деньгах ли, при короне ли — Судьба людей швыряет как котят».

Летопись этой бесконечной человеческой катастрофы, описание скорбного пути увеличения в мире адского и уменьшения божественного и есть средневзвешенный политический телеграм-канал.

Собственно, поэтому он у нас так популярен и не может достичь нашего уровня популярности ни в одной другой развитой стране мира. Все-таки на Западе в основе восприятия политического лежат какие-то христианские вещи, а не манихейско-гностическая модель, свойственная отечественному взгляду на мир.

Политика там — это секуляризированное пространство «благой вести» (особенно это явно по США видно со всей их божбой и мессианством), а не подробное описание и интерпретация бессилия человека перед хтоническим кошмаром.

Потому я и думаю, что перспективы анонимных и неанонимных телеграмеров блестящие, и не разделяю скептических мнений о предстоящем неизбежном кризисе телеграма. Запрос на описание «потаенных» пружин ада, ужаса и бессилия колоссален.

Глеб Кузнецов, политолог