Posted 6 февраля 2018,, 14:47

Published 6 февраля 2018,, 14:47

Modified 30 марта, 20:48

Updated 30 марта, 20:48

Игорь Клямкин. Главная мысль российских консерваторов

6 февраля 2018, 14:47

Продолжаю наблюдать самопрезентации современных российских консерваторов. Консерватизм некоторых из них в том, что они за развитие без революций и обрушения государства. По мне, так это ответ на спрятанный от мысли вопрос. А потому и не ответ.

История, бывает, понуждает людей выбирать не между революцией и эволюционным развитием, а между революцией и прогрессирующим гниением. Выбор неприятный, от него хочется увильнуть, что вольно либо невольно влечет к апологии гнилья и персонифицирующих его правителей. Или к скрываемому от публики недовольству этими правителями, которые должны и могут гниение остановить, но почему-то не останавливают. Может, и потому, что и сами консерваторы им помочь советом не могут по причине неведения о том, что именно посоветовать.

Это в тех случаях, когда такие консерваторы мыслят об актуальном. Применительно же к прошлому столетней и более ранней давности они чувствуют себя в политической критике свободнее, рассуждая о том, какие прекрасные были возможности губительных революций избежать, успешно развиваясь без них, но…но правители оказались не те, и потому все загубили. Правда, мыслями своими о том, как тем правителям следовало себя вести, дабы революцию исключить и государство от обвала удержать, и в этом случае предпочитают не делиться.

Из чего делаю вывод: главная и единственная мысль определенной разновидности сегодняшних российских консерваторов в том, что в России всегда были и есть возможности развиваться без революционных катаклизмов, а если этого не происходит, то по причине несоответствия этим возможностям правящего класса. Но коли возможности у страны есть, а у правящих ею их нет, то какие ж это возможности? Не прячется ли в этой логике та самая идея революции, которую пробуют вытеснить из мышления антиреволюционными декларациями?

Я не к тому это все, что революция — благо, а эволюция — зло. Я к тому, что революция, если она не «бархатная», именно зло. Однако и гниение социальной и культурной ткани тоже не есть добро. И само по себе, и потому,что не уберегает от революционных потрясений, а их стимулирует. Между тем, нынешняя консервативная мысль не только в отдельных, но едва ли не во всех ее проявлениях норовит растворить это гниение в абстрактном утверждении преимуществ эволюции перед революцией, рефлексией о направленности текущей эволюции себя не обременяя.

Игорь Клямкин, вице-президент фонда «Либеральная миссия»