Posted 15 марта 2018,, 18:24

Published 15 марта 2018,, 18:24

Modified 31 января, 18:47

Updated 31 января, 18:47

Алексей Макаркин. Особенность современной России — в плюрализме ненависти к Западу

15 марта 2018, 18:24

Особенность современной России — в плюрализме ненависти к Западу.

В советское время ненависть была основана на официальной пропаганде, доверия к которой было все меньше. На аргументах, которые выглядели все более унылыми и вызывали обратную реакцию. Сейчас — на разных источниках информации и с учетом собственного представления о должном.

Можно ненавидеть Запад за то, что он пошел на молодую советскую республику походом четырнадцати держав. А можно за то, что не спас святого государя-императора и его семью от рук кровавых большевиков.

Можно за то, что высадка в Нормандии состоялась только в 1944-м, а не двумя годами раньше. А можно за то, что самолеты союзников разбомбили Дрезден в 1945-м (при этом цифры погибших берутся с ультраправых сайтов, а результаты официального послевоенного немецкого расследования никому не интересны).

Можно за то, что укрывал после войны коллаборационистов. А можно за то, что выдал Сталину Краснова, Шкуро и иже с ними.

Можно за поражение в холодной войне, слом судеб, несбывшиеся мечты. Но и здесь есть эмоциональные, личностные различия. Кому-то особенно жаль инженера-ракетчика, не перенесшего разоружения 80-х и до конца дней проклинавшего империалистов. А кому-то — поэта-почвенника, не перенесшего нравственного релятивизма 90-х и до конца дней проклинавшего масонов.

Одни возмущаются арестами наших невиновных граждан, на которых грязно клевещут западники. Другие — грязной же работой их спецслужб против наших мужественных героев невидимого фронта.

Левые возмущаются колониальной экспансией, правые — однополыми браками (впрочем, их не любят и номинальные левые традиционалисты из КПРФ).

Такая ненависть носит более устойчивый характер. Тем более, что разные аргументы в постмодернистском и плюралистическом обществе можно комбинировать в зависимости от индивидуального выбора, не оглядываясь на парткомы. Как можно быть православным сталинистом и антифашистом-ксенофобом.