Posted 1 июня 2018,, 14:02

Published 1 июня 2018,, 14:02

Modified 30 марта, 19:41

Updated 30 марта, 19:41

Констанин Сонин. Политики принимают решения в соответствии со своими политическими интересами

1 июня 2018, 14:02

Президент Трамп ввел, как обещал, импортные тарифы на канадскую, европейскую и другую сталь. Это политически выгодно — те, кто проголосовал за Трампа в 2016 году, проголосовали в том числе именно за эту позицию — и экономически вредно. Большой ущерб экономике страны в целом, в том числе — и, возможно, особенно — тем самым избирателям — жителям тех штатов и городов, которые больше всего потеряли из-за сокращения рабочих мест в промышленности.

Рабочие места не вернутся — две трети мест пропали из-за роста производительности труда, а еще часть — от перемещения производства внутри Америки. (Автомобильное производство из Детройта переместилось не столько в Китай и Мексику, а в Алабаму и Северную Каролину.) В американской публицистике сейчас идет разговор «тарифы на наших союзников», но это-то как раз неважно: импортные тарифы на товары «стратегического противника», Китай, так же вредоносны для американской экономики.

Уже невесело, что стратегией оппонента Трампа в 2020 будет «за тарифы против Китая», а не «за свободную торговлю». (Поскольку, чтобы выиграть, нужно отобрать у Трампа именно тех самых «бедных белых мужчин» в Мичигане, Пенсильвании и Огайо, вопрос о снижении протекционизма, боюсь, вообще не встанет.) Эти тарифы — очередная иллюстрация к тому, что политики принимают решения в соответствии со своими политическими интересами, а не по совету экспертов. Нет ни одного — редкий случай, кстати, — хоть сколько-нибудь известного академического экономиста, который поддерживал бы эту деятельность Трампа.

Практически все считают, что тарифы — ущерб для американской экономики. И это не в первый раз — в 1930 году тысяча экономистов подписала письмо в конгресс против протекционисткого закона, тарифа Смута — Хоули. Втуне. Тарифы были введены, усилили и продлили депрессию, не говоря уж о том, что внесли вклад в европейскую катастрофу. Вот и сейчас — см. по ссылке — те, кто разбираются в деталях, кто рассчитывают, по месяцам и отраслям, выигрыши и потери от тарифов, кто умеет учитывать и прямые, и косвенные последствия протекционизма, — повторяют слово в слово письмо 1930-го года. С такими же пока что результатами.

Констанин Сонин, экономист