Posted 7 июня 2018,, 19:17

Published 7 июня 2018,, 19:17

Modified 30 марта, 19:37

Updated 30 марта, 19:37

Михаил Виноградов. Геополитика концентрированно выражена в чемпионате мира по футболу

7 июня 2018, 19:17

Геополитика концентрированно выражена в чемпионате мира по футболу — 2018.

А именно:

1) Оказаться в мировой повестке, добившись проведения мощнейшего мирового праздника. Действительно мирового. Будучи, в общем-то, на периферии мировой истории, Россия, возможно, впервые в собственной истории проводит столь глобальное мероприятие, становясь на время планетарной столицей. Когда-то так могло случиться с Олимпиадой-80 («И на Москву планета обернется, когда Олимпиада примет старт»), но с учетом многовековых геополитических интересов в Афганистане оно как-то не срослось.

2) Построить больше половины всего того, что было запланировано к Чемпионату мира. Все стадионы, больше полдороги трассы до Петербурга (их откроют через несколько недель после ЧМ — но все равно считается), дополнительные полполосы в «Шереметьево» и «Домодедово». Разве что высокоскоростная магистраль в Казань не состоялась — но не больно-то и хотелось. То есть сделать так, чтобы от ЧМ была все же ощутимая и измеряемая польза.

Но при этом:

а) Не построить инфраструктуру достижения великих спортивных целей. А именно поднять с колен российский чемпионат и национальную сборную, дать ей нормального тренера (создающего дополнительные ожидания и мечты от сборной, а не побуждающего моментально переключиться на другой канал), стимулировать отправку потенциальных игроков сборной в более продвинутые европейские чемпионаты. Это не говоря уже про обучение английскому языку всех, кого можно, за восемь лет это довольно реально — вместо этого даже на Комсомольской площади за пределами вокзалов ничего латиницей толком не продублировано.

б) Не создать у собственных граждан ощущения того, что это тоже их праздник. Хотя зачистку футбольных городов от людей проводить не стали, все наши рассуждения из первого абзаца про праздник планетарного масштаба вызывают у френдленты недобрую ухмылку — мол, это не наш праздник, от него сплошные дистурбации, где-то они нас точно кидают.

в) Не рассказать собственному обществу, что любая победа над любой командой — это будет круто, поскольку, конечно, хоть «дедЫ играли», первой в мире футбольной сборной советская или российская команда не была никогда — не надо путать с хоккеем. В результате даже пристойный результат приведет к тому, что у населения (особенно футбольной его части) начнется приступ национального самоуничижения и никакого роста интереса к массовому или там детскому футболу не случится.

г) Максимально затуманить вопрос о целях. Понятно, что выход в 1/8 финала и поражение там от Испании или Португалии — это предел самых смелых мечтаний, повтор мексиканского триумфа 32-летней давности. Но по мере нарастания проблем с качеством сборной уже и 3-е место в группе многим будет казаться почти триумфом.

В геополитике примерно то же самое: главное — не формулировать целей, присутствовать в повестке и периодически создавать переговорные поводы с попавшими в топ-16 и топ-8. Счет на табло вторичен и может быть легко объяснен протоколами горных мудрецов и/или проделками перекупленных мировой закулисой хакеров.